Для того, чтобы быть в курсе текущих обновлний добавьте пользователя veloradar в друзья.

Сайт дорабатывается, поэтому возможна неверная работа чего-то. Если Вы столкнулись с проблемой - напишите info@veloradar.ru. Это поможет максимально оперативно исправить проблему.






 

Отчеты о поездках

Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарь

Велопоход по Мурманской области 2016 г.

29 Августа 2016 - 13 Сентября 2016

Маршрут велопохода:

г.Кандалакша - оз.Вадозеро (обход с юга) - р.Летняя - п.Риколатва - р.Куропта - г.Ковдор - озеро/река Гирвас (в обход с востока) - р.Вува - п.Верхнетуломский - г.Никель - п.Печенга - Пароварская (немецкая) дорога - п-ов Средний - п-ов Рыбачий (мыс Немецкий) - п.Титовка - г.Мурманск.

Состав группы - 3 чел.(отец, сын и дочь)
Длина маршрута - 900км.
Продолжительность 16 дней.
Время похода с 29.08 по 13.09.2016г.

Общая схема велопоходаПредисловие.

    Решил написать кратенький отчет по 1-й половине велопохода (до п.Вува), т.к. проходил он по местам, которые мало описаны или даже вообще не описаны (например, восточнее реки и озера Гирвас ) в походных отчетах, размещенных в интернете. Места же эти очень даже интересны, живописны, малолюдны и как раз для велотуристов-грунтовиков, которым катить по цивильным местам и асфальтовым дорогам скука скучная.

    Сначала хотел было выдать только "сухую" информацию о маршруте (+ фотографии), без всяких "личных" впечатлений. Однако, подумав, решил, что описание своего восприятия и обстоятельств прохождения похода (в разумных пределах) все же дает дополнительную информацию тем, кто этим маршрутом заинтересовался - чтобы лучше представить и "примерить" уже на себя возможные трудности.

    И еще. Выложенные здесь фотографии не очень разнообразны по сюжету, т.к. подобраны в основном с целью показать характерные участки дорог похода. 

 

29.08.2016г. 1-й день похода: г.Кандалакша - оз.Вадозеро (всего 37км).11111111111111111111111111111111

    В Кандалакшу мы приехали в 7-м часу утра. Погода была отличная. За час собрались - и в путь. Через полчаса выехали на мурманское шоссе, повернули на юг (на Лоухи) и через 3 км свернули направо на грунтовую дорогу в сторону Вадозеро. Дорога проходила в основном по невысоким сопкам с низкорослым негустым лесом и частыми открытыми участками, иногда заболоченными в низинах. Когда-то эта территория использовалась под военный полигон, признаки которого нередко попадались на глаза. Места симпатичные, дорога достаточно битая и, несмотря на многочисленные лужи, заболоченные и булыжниковые участки, в целом вполне нормальная для велосипедов... Около 17часов сворачиваем налево с основной дороги на заросшую дорогу, круто спускавшуюся вниз. Еще полчаса - и выходим к юго-восточному берегу Вадозера с замечательными видами и песчаным пляжем. Там и остановились на первую ночевку.

222222222222222222222222222222222222

3333333333333333333344444444444444444444555555555555555555555566666666666666666667777777777777777777777788888888888888888888899999999999999999999991111111111111

 

30.08. 2-й день похода: оз.Вадозеро - р.Летняя (всего 14км).

    Рано утром температура воздуха была близка к нулю - палатка покрылась инеем, а вода в котелке - легкой корочкой льда. Но выглянуло солнышко, туман, стоявший над водой, быстро рассеялся. Погода была замечательная - весь день потом был солнечным и тихим. Увы, этот же день оказался для нас, пожалуй, одним из самых физически трудных за весь поход - практически весь день мы шли-пробирались по основательно заросшей или заболоченной старой дороге, проходящей вдоль южного берега Вадозера (но с дороги озера не видно). Полдня дорога проходила по склону сопки, сначала подымаясь, а потом спускаясь вниз, иногда даже круто. По ней ручьями стекала вода, которую дорога перехватывала с вышележащего склона. Далее, спустившись вниз, пошли заболоченные участки. Еще с утра рюкзаки мы надели на себя, т.к. толкать велосипеды с рюкзаками на багажнике по такой дороге было бы еще тяжелее. Надо было снять и педали (чтобы не цепляться ими за кусты), но мы как-то не сразу об этом сообразили... Только к вечеру мы вышли к сухому лесу,а по дороге можно было даже ехать на велосипедах до самой р.Летней (местные ее называют Черной - как сказал нам потом один из жителей п.Риколатва). Моста через реку не было, точнее, были лишь разрушенные его остатки, но дорога за рекой как бы продолжалась. В том месте, куда вышла дорога, течение и глубина (до пояса) вызывали опасения. Но ниже по течению в 50-70м русло реки расширялось (до 12-15м), течение и глубина были несколько меньше. Здесь мы смогли переправиться в брод, хотя было это непросто: из-за течения и больших валунов на дне реки был риск споткнутся или поскользнуться о любой из них и оказаться в воде вместе с рюкзаком или велосипедом. Для удержания равновесия подстраховывались крепкими шестами. Пока переносили рюкзаки и велосипеды (3-4 ходки на каждого мужика), основательно замерзли и при этом были неслабо обкусаны потревоженной нашими активными перемещениями мошкой и комарами. Зато на другом берегу, в 50-70м от реки, оказалась старая стоянка с кучей сухих дров и елового лапника. Мы сразу же разожгли большой костер и быстро согрелись. Здесь и заночевали.

р.Летняя


31.08. 3-й день похода: р.Летняя - р.Куропта (всего 42км).

    Этот день, сразу скажу, стал нам как бы наградой за упорство в предыдущий день. Еще дома, выбирая маршрут по спутниковой карте, было непонятно, какой была дорога вдоль озера Вайдагуба и есть ли мост или брод в верховье озера. Описания этого участка в интернете мы не нашли, поэтому готовились к худшему. Но все оказалось гораздо лучше ожидаемого. Сразу от стоянки шла почти идеальная, плотная, практически без выбоин и ям песчаная дорога без каких-либо значительных подъемов и спусков, по которой мы неслись на максимальной скорости до самого брода (13 км, моста там никогда не было). Справа сменялись живописные виды озера на фоне молодого чистого леса с лишайниковым ковром на нашей стороне и лесистых сопок противоположного берега. Настроение добавляла и отличная солнечная погода...  Перешли реку вброд (25м, неглубокий, 0.8м, дно с камнями), и помчались дальше, до Риколатвы. Дорога по этой стороне реки уже чередовалась небольшими спусками и подъемами. Лес на этой стороне был гуще и выше, виды, открывавшиеся нам, были еще более живописны. Дорога еще пару раз пересекала реку, но здесь уже были какие-никакие бревенчатые мостики. Красоту дороги отчасти могут передать наши фотографии... В Риколатве были к 15ч. Здесь начинается асфальтовая дорога до ковдорского шоссе (до п.Енский, 15км). Но нам было не туда. Пообщались с местным жителем - первый человек за все время после Кандалакши. Пока разговаривали, вдали увидели еще 2-3-х. Сейчас в поселке живут постоянно 20-30 чел., летом больше, есть магазин (обед с 14 до16). Когда-то это был поселок с населением несколько тысяч человек, основным предприятием которого был рудник, где добывали слюду... Проехав капитальный ж/б мост и далее несколько  полуразрушенных промзданий, мы стали медленно подниматься в гору по извилистой дороге среди мелколесья в сторону бывшего рудника. Подъем занял часа 1.5-2. Затем взяли вправо (то ли прямо, а рудник налево) от основной дороги и пошли (если вверх)-поехали (если вниз) по дороге, идущей по склону сопки в сторону р.Куропта. Чтобы не уйти в сторону, на развилках дорог ориентировались в основном по маркировочным цветным ленточкам (но был у нас и GPS-навигатор), которые были развешены у дороги еще за месяц до нас для участников 2-3-х дневного велопохода, непонятно кем и для кого организуемого по этим местам в последние годы (со слов местного). К р.Куропта мы спустились к 19ч. Рядом с рекой (до нее) оказалась удобная стоянка, место которой подсказывал целый ворох увешанных на кустах ленточек. Здесь и заночевали.

п.Риколатва


01.09. 4-й день похода: р.Куропта -  г.Ковдор - 14-й км дороги от Ковдора до оз.Гирвас (в обход с востока, всего 75км).

    С утра погода испортилась: было пасмурно, ветрено, периодически шел мелкий дождь. Куропту перешли по полуразрушенному мосту (можно и вброд) и начали подъем по извилистой каменистой дороге по склону очередной сопки. Чем выше, тем меньше было леса, тем сильнее был ветер с добавлением мелкого дождя. Выше леса вода, стекающая по дороге, хорошо промыла ее каменистое основание: вся дорога была усеяна слюдой и всякими необычными и красивыми камешками - не зря в этих местах был рудник и добывали здесь, видимо, не только слюду... Постепенно мы выбрались на перевал дороги. Леса здесь уже не было - лишь заросли кустарников и каменные россыпи. В хорошую погоду отсюда открывался бы отличный вид на десятки километров вокруг. Из-за непогоды пришлось отказаться от планов подняться на одну из наивысших сопок в этом районе и узнать заодно, что это за странные прямые параллельные полосы на здешних сопках, просматриваемые по спутниковой карте. На самом же перевале, вдоль дороги, были видны остатки окопов, выбранных здесь среди камней, видимо, еще во время войны... Ветер с дождем продувал нас основательно, и мы, не задерживаясь, понеслись на велосипедах вниз. Иногда уклон дороги вниз был такой крутой, что приходилось переходить на пеший ход. 17 км до ковдорского шоссе мы проехали "с ветерком" часа за полтора. На этом участке сразу проявились наши недочеты при подготовке к походу. У сына был велосипед с ободными тормозами, резиновые колодки которых истерлись уже на половине спуска. Запасных колодок у него не было (забыл дома на столе:-), поэтому пришлось ему тормозить тем, что осталось, издавая скрежет металла о металл на всю округу. У меня же, оказывается, покрышки были "ну совсем лысые", отчего, когда ниже пошла мокрая после дождя грунтовая дорога, колеса на буграх и выбоинах соскальзывали в сторону, из-за чего несколько раз упал (в т.ч. и через руль) - это мой личный рекорд. Падал, увы, только я:-)... Ковдорское шоссе встретило нас ласковым солнышком - погода пошла на поправку. Пообедав с горячим чайком (за шоссе, у ж/д дороги - там хорошее место) двинулись в Ковдор (30км). Сначала здорово донимал встречный ветер. Но, благо, через км 10 дорога несколько изменила направление и стало легче. В 7-м часу вечера въехали в Ковдор. Пока я с дочерью покупал квас и вкусненькое ("Магнит" сразу на въезде в город), сын успел до закрытия спортмагазина (в 19ч.) купить последнюю пару тормозных колодок.  Перекусив прямо у магазина, мы двинулись дальше - к оз.Гирвас. Первые 5 км за Ковдором, до развилки дорог (левая на запад - к границе, правая на север - на Гирвас), шла широкая щедро просыпанная и укатанная щебнем и гравием дорога, и в основном на подьем (для нас) . По ней ездят Белазы, вдоль дороги находятся выработки и отвалы пород. После развилки (нам вправо) дорога лишь сузилась, оставаясь хорошо накатанной, без выбоин и, что было приятно, шла в основном небольшим с уклоном вниз. Видно было, что она активно используется местным населением для сбора ягод и грибов - по дороге немало "отвороток"  в лес и "карманов" для стоянок машин. По ней мы проехали "с ветерком" до самой темноты, пока не нашли подходящее место для стоянки. Заночевали в лесу в 14-ти км от Ковдора. 


02.09. 5-й день похода: 14-й км дороги от Ковдора до оз.Гирвас (в 2-х км севернее от него, всего 33км).

    Выехали позже обычного, потратив время на профилактику велосипедов, вовсю у всех скрипевших после предыдущих дней похода. Первые 7-8 км дороги продолжали радовать нас комфортной ездой. Правда, преимущественный уклон вниз закончился - наряду со спусками пошли и подъемы. А вокруг - красота осеннего желто-зеленого леса с периодически открывающимися дальними видами на соседние озера и сопки... Постепенно дорога стала ухудшаться: камней на дороге было все больше, появились заболоченные участки. Здесь мы встретили единственную машину (от развилки с "гравийкой", где-то 15-20км): двое мужичков на УАЗ-469 выбирались после рыбалки с какого-то озера. Узнав куда мы держим путь, удивились, но отговаривать не стали, предупредив нас быть внимательнее, т.к. поворот на дорогу  к Верхнетуломскому водохранилищу малозаметен и его можно легко пропустить. Нас это не тревожило, т.к. мы имели GPS-навигатор, в который "завели" (по спутниковой карте) не только основную нитку маршрута, но и запасной обходной вариант (ближе к Саптозеру). Кстати, мужички сказали нам, что разрешение на проезд по дороге вдоль финской границы можно сейчас получить без каких-либо проблем, просто заехав в погрануправление в Ковдоре... Мы продолжили свой путь. На одном из мест с красивым видом на оз.Гирвас остановились и вволю наелись брусники, которой здесь было очень много и вполне уже созревшей. Пообедав затем с горячим чайком, поехали дальше. Погода к этому времени ухудшилась, периодически стал накрапывать дождь. Надеваем дождевую экипировку. В основном едем, но луж и заболоченных участков прибавляется. Поворот от основной дороги в сторону Верхнетуломского водохранилища, действительно, совсем не выделялся, сама дорога была несколько заросшей и потому какой-то неубедительной -  но навигатор  показывал именно туда. Начинался самый интригующий участок нашего похода: в интернете описания этого участка мы не нашли, а спутниковая карта хоть и помогла проложить маршрут, но не могла "рассказать" о проходимости этого участка на велосипедах. Но настроены мы были решительно, времени и продуктов у нас было достаточно...  Уже с первых километров дорога удивила возможностью спокойно ехать на велосипеде на сухих участках. Заболоченные участки встречались, но без труда проходились и мы крутили педали дальше. В какой-то момент нам показалось, что так будет и дальше... Дело шло к вечеру, пора было выбирать место для ночевки. На речке, пересекавшую нашу дорогу, заполнили водой все бутылки, набрали на ужин пакет грибов - мясистых красноголовых подосиновиков, которые росли прямо на дороге...  Опять зашли на заболоченный участок... На этот раз нам мало не показалось: дорога и местность вокруг постепенно оказались заполнены водой, сама дорога едва угадывалась, вся заросшая высокой травой. Лес сменился на заболоченное мелколесье и кустарниковые заросли. Сначала, пока были силы, мы просто толкали велосипеды с рюкзаками на багажниках. Хорошо еще, земля под ногами была достаточно плотная, сапоги не увязали, можно было выбирать места, где воды было не выше голенищ сапог. Но избежать ям все же не удавалось: то там, то здесь вода оказывалась выше сапог. Выручали штормовые штаны, надетые поверх сапог и стянутые ниже, - вода не успевала попасть за голенище. Старались держаться ближе к кустам, но и там, из-за высоких кочек, идти было не намного легче. Напрягались в полную силу. Все взмокли от пота.  До редкого высокого леса, видневшегося впереди, было еще далеко. Появилось даже сомнение, что сможем дойти до сухого места до наступления темноты. Остановились, одели рюкзаки на себя - стало легче толкать велосипеды, пошли по воде смелее, уже не очень выбирая куда ставить ногу... Наконец мы вышли на небольшой лесистый участок среди болота с высокими соснами и густым ковром из чернично-брусничных кустов и лишайника. Были здесь и сухие дрова. Настроение резко улучшилось - отличное место для ночевки. Ужин с грибами затянулся допоздна. За это время мокрая одежда и обувь подсушились у костра. Спали мы как на перине...


03.09. 6-й день:  2км на север от оз.Гирвас - 5км на юг от дороги между реками Гирвас и Вува (всего 26км) .

    Этот день, да и следующий до самой р.Вувы, стали нам наградой за выбор этого маршрута. Уже через 200-300м от места ночевки, неожиданно для нас, вчерашний длинный заболоченный участок закончился (уже дома мы определили, что длина его была не больше 1.3км, но нам тогда, в походе, показалось куда больше)... Дорога дальше пошла в основном по сухим участкам в обход большой высокой сопки, склон которой периодически просматривался справа от нас. А далее - с небольшими перепадами высот уже по другим сопкам поменьше. Периодически, в понижениях между сопками, дорога выходила на заболоченные участки длиной не больше 200-300м. Но после вчерашней "тренировки" они нисколько не портили нам настроения. На остальных участках дорога была, как правило, либо каменистой, либо с плотным грунтом и в основном без выступающих камней. Поэтому на спусках и пологих участках почти всегда можно было ехать на велосипеде, и нередко "с ветерком". Красоту этих мест трудно передать словами, об этом больше "расскажут" наши фотографии (лишь некоторые). Ко всей этой красоте нужно добавить еще и обилие ягод (брусника, голубика) и грибов (грибы, порой, росли просто россыпью на дороге). И еще добавить практически полное отсутствие мошки и комаров. И еще добавить полное безмолвие огромного пространства, которое периодически раскрывалось нам на пути... В общем, места такие, где в эту короткую пору ранней осени природой можно наслаждаться в полной мере... Так с частыми остановками, потихоньку, без напряга и в свое удовольствие мы ехали-шли целый день. Правда, был момент, когда сын захотел найти очередное "приключение на свою голову", предложив сократить дорогу по бездорожью, т.к. дорога уходила в сторону (вправо) от основного направления на несколько дополнительных километров в обход болотного участка. Не без труда смог уговорить его идти все-таки по дороге, т.к. давно усвоил, что на бездорожье сил можно потратить на порядок больше, чем по дороге, к тому же там мог оказаться просто непроходимый участок, пусть и небольшой... Обогнув болото справа, дорога в основном пошла на подъем, иногда довольно круто. Перевалив через хребет сопки, пошли спуски. На ночлег остановились не доехав 5км до дороги р.Гирвас - р.Вува. Здесь мы устроили себе обильный ужин с двойной порцией жареных подосиновиков, собранных заранее. Место это удивило тем, что кругом был лес (в основном молодой), а сухих дров мы насобирали с трудом. 

цуукке
04.09. 7-й день:  5км на юг от дороги между реками Гирвас и Вува - оз. Верх.Сурьярви (всего 49км) .

    Продолжили спуск по своей дороге, где иногда было весьма круто. Через час вышли на дорогу р.Гирвас - р.Вува. Когда-то она была главной (рокадной) при лесозаготовках для всего обширного района южнее Верхнетуломского водохранилища. Сейчас же здесь была полная тишина и безлюдие. Ни одной машины мы так и не увидели до самой р.Вувы (32км). Погода в этот день была солнечной, краски окружающей природы будто стали еще ярче. Дорога до р.Вувы и далее, до самого Верхнетуломского, имела приблизительно одинаковый характер:  вверх - вниз, вверх - вниз... Длинных пологих участков было немного. Пришлось немало идти ножками на подьемах... К 6-ти вечера мы подъехали к р.Вуве. Здесь нас ждал сюрприз - моста через реку не было! Стало понятно теперь почему мы не встретили за весь день ни одной машины. То, что нет моста через р.Гирвас, мы знали из интернета. Но то, что моста нет и через Вуву, мы полностью "зевнули"  - просто не возникла об этом мысль и интернет ни разу "не пискнул", хотя по спутниковой Яндекс-карте, если всмотреться, это хорошо видно... Но дуракам простакам, как известно, везет - на другом берегу оказалась группа людей с лодками. Как потом мы узнали, это были мурманчане, которые рыбачили здесь пару дней. Они только собрались упаковывать свои крутые резиновые лодки в машину, как тут объявились мы..:-) Сначала у них (это было видно) не было желания нас выручать, но потом, видимо "измучившись угрызениями совести", все-таки помогли нам переправиться за две ходки. Конечно, мы им были за это очень благодарны. Предложили денег - отказались. Расстались почти друзьями... Не заезжая в пос. Вува (он немного в стороне от дороги, там сейчас турбаза с бревенчатыми коттеджами) мы на эмоциональном подъеме от того, что удачно переправились, рванули дальше. Дорога от Вувы пошла уже совсем "цивильная" - широкая укатанная грунтовка со щебнем и гравием. Стали встречаться машины, в т.ч. и недешевые "тачки". Проехав еще 12км, мы остановились на ночевку недалеко от озера Верх.Сурьярви (но самого озера мы не видели). 
Выехали на дорогу р.Гирвас - р.Вува
р.Вува   

    Здесь добавлю. Из-за отсутствия моста через Вуву, этот маршрут лучше проходить в обратную сторону (от п.Верхнетуломский) - тогда о переправе можно договориться, просто заехав на турбазу Вува, где для этого всегда найдутся лодки.
   

    Возможные варианты переправы через р.Вува, если ехать со стороны р.Гирвас:
1. Позвонить по моб. телефону на турбазу "Вува" и попросить выручить (не бесплатно, конечно). Лучше об этом договориться заранее. Сейчас моб. связи с Вувой, вроде, нет, но со временем может и появится.
2. Кому-нибудь из группы переплыть на другой берег Вувы, сходить на турбазу и договориться о помощи.
3. Нежелательный вариант - организовать переправу самим. Варианты могут быть разные. При этом иметь ввиду, что ширина реки где-то 40-50м (на глаз), есть несильное, но заметное течение. На реке остались две каменные насыпи посреди реки, на которых раньше были опоры моста.  Думаю, лучше будет, если соорудить некий плотик, плавучесть которого можно обеспечить гермомешками (набить одеждой), надувными баллонами (предусмотрительно иметь при себе) и пластиковыми бутылками. С помощью плотика отдельно и поочередно переправить рюкзаки, людей, велосипеды. Тянуть плотик и страховать его на случай перевертывания лучше с помощью длинных веревок одновременно с 2-х берегов. Если расстояние в 40-50м окажется слишком большим для удержания плотика, надежной страховки или не будет хватать длины веревок, переправляться поочередно через промежуточные опорные насыпи.
4. Ждать случайных рыбаков на лодках.

 

Послесловие.

   На этом заканчиваю описание нашего велопохода, т.к. дальше уже пошли места достаточно описанные в интернете. Для нас же это была только 1-я половина похода.

   Примечание:   Выбор 1-й половины нашего похода подсказал велопоход туристов одесского клуба в 2008г. (1-е половины наших маршрутов во многом совпадают) - их трудности добавили нам желание пройти по тем же местам. Поэтому рекомендую ознакомиться и с их отчетом по этому маршруту:  http://shatuni.narod.ru/kolsky.htm.  

 

Маршрут 2-й половины нашего похода:

 

====================================================================

 

    Немного о нашей семейной группе и наших походных навыках (для сравнения и обмена опытом).

    В 2016г. мне было 58 лет, сыну - 26, дочери - 22. Вместе в  походы ходим-ездим-плаваем давно, с 10-летнего возраста сына. К своим походам относимся как к маленьким путешествиям, спортивная сторона походов нас не интересует. Обычно проработка нами маршрута, признаюсь, не отличается тщательностью: задаемся лимитом времени, основными пунктами маршрута - и достаточно, разберемся на месте. На этот раз мы все же "забили" GPS-трек на весь путь, уделив больше внимания его 1-й неделе. И, надо сказать, это здорово облегчило нам ориентровку в походе, практически полностью избавив от потерь времени на поиски дорог на месте... Пешими походами мы осваивали Карпаты (вся высокогорная часть), Карелию, Хибины. Плавали и на байдарках (спокойные реки). Водный туризм нам "не пошел" - мало видишь и скучновато. В последние годы с удовольствием путешествуем на велосипедах (Тверская, Новгородская, Смоленская области, Карелия, теперь вот и Мурманская обл.) - можно больше увидеть, забраться в самые дебри, быстро проскочить скучную "цивилизацию". Предпочитаем лесные малолюдные места, грунтовые дороги и тропы. Из-за этого наши велопоходы порой превращаются в велопешеходные - но нам нравиться:-). Асфальт принимаем как современную неизбежность, хотя иногда выкатываемся на него с радостью:-)... Вот уже несколько лет как мы изменили время проведения своих походов: чтобы комары и жара не портили нам впечатления от похода, планируем теперь их на майские праздники и (или) на период конца августа - начала сентября. К тому же в это время и пожароопасность в лесу значительно меньше. В этом походе температура воздуха днем в основном колебалась в пределах 6...15 градусов, ночью же доходила и до 0 гр. (пару раз).  

1. В начале этого похода вес наших велорюкзаков был: у меня - 30кг, у сына - 35, у дочери - 21кг. И это без учета воды, которую мы должны были добирать по дороге по необходимости. "Перевес" в основном получился из-за 10-дневного запаса продуктов, который мы взяли, чтобы быть полностью автономными до самого Верхнетуломского. На магазины Ковдора мы, на всякий случай, не стали рассчитывать, т.к. допускалось (из интернета), что нас туда могли не пропустить пограничники (оказалось, ерунда). Потом в Ковдоре мы лишь докупили хлеб, сахар, сушки, сникерсы - но все это было для нас некритично, лишь для комфорта желудкам.

2. О еде. Супы и половину каш (гречка, рис, вермишель) заправляем тушенкой, которую делаем сами на весь поход, (получается вкуснее и легче). Другую половину каш едим с растворенным в горячей воде сухим молоком с добавлением вяленой клубники и др.(всегда с утра) - идет в охотку, т.к. одно мясо приедается. Порции каши и сухого молока фасуем заранее дома. По дороге всегда подкупаем хлеб, сушки, печенье, но у нас всегда есть НЗ - сухари из черного хлеба, в этом походе их было дней на 10-12 (нарезанная высушенная буханка ржаного хлеба - где-то на 2 дня на 3-х). Между завтраком и обедом "подзаправляемся" сникерсами (если есть). Для перекуса в обед в основном идет сало, колбаса, редко какие-нибудь консервы, и, если есть возможность, готовим чай, который пьем с сушками и печеньем. Чай в пакетиках, разных видов. Сахара берем не больше 1 кг (на 4 дня на 3-х). Если не удается подкупить, переходим на заменители в таблетках. Еду готовим, как правило, на костре, котелок подвешиваем на треногу. В мокрую погоду и на безлесье используем газовую горелку (1 бал. в день на 3-х). В этот поход брали 8 баллонов, к концу осталось 3. У нас горелка "Covea Camp-1" - много лет ею пользуемся, ни разу не подводила. Если готовим в палатке, используем и газовый светильник - для доп. света, тепла и уюта. На светильник идут остатки газа использованных после горелки баллонов. К сожалению, у такого светильника есть одно слабое место - хрупкая сеточка,  при нагревании которой в газовом пламени получается более яркое освещение. Чтобы ее лучше сохранят от тряски при езде по ухабистой дороге, я обычно держу светильник (где-то 100гр.) в нагрудном кармане куртки. 

3. Снаряжение. Палатка - 3-местная "Lotos Normal" (где-то 3.5кг). Ходим с ней лет 8. Претензии к ней - только к полу: материал "осыпается", превратившись по периметру в мелкую сетку (пора менять полог или палатку). Вместо топора (1кг) теперь берем садовую пилку (0.3кг). Всегда берем треногу, плотные рукавицы для костра, иногда лопатку (титановую). Для розжига костра исп. в основном березовую кору. Есть ремнабор, инструменты, аптечка, куча всяких веревок и веровочек.
Посуда: котелок 2.5л, сковородка алюм.(вместо ручки исп. плоскогубцы), черпак (пластмасовый), ведро походное (8л.), пластиковые бутылки на 14л.(2л.х4шт.+1.5л.х2шт.- у меня и сына, 1л.х3шт.- у дочери) - такое количество воды нам хватает на ужин, завтрак и в дорогу на полдня. 
Навигация: GPS-навигатор, компас (2шт.), велокомпьютер, карты с планшетом.
У каждого: велорюкзак (80л. или 60л - у дочери), накидка от дождя на рюкзак (у меня как для обычного рюкзака на 130л., сын и дочь используют для этого армопленку), велочехол (для упаковки велосипедов на транспорте, можно исп.как доп. защита вещей от дождя), подсумок на велосипед, поясная сумка, спальник (темп.комфорта до -2), коврик с чехлом, тарелка, ложка, кружка (с двойными стенками), полотенце, нож, зажигалки, армопленка 3х4м, гермомешок 40л., налобный фонарик, фотоаппарат, запасная камера и покрышка, файер (отпугивать медведя).

 4. Велосипеды. У сына - "Specialized", 26",9 скор., навеска "SLX", ободные тормоза. У дочери  - "Specialized", 29",9 скор., навеска "Alivio", гидравлика. У меня - какой-то б/у из Германии, двухподвес с неработающим передним амортизатором, 28", 8 скор., навеска - ассорти от "Deore" и ниже, мех. дисковые тормоза, сам велосипед по весу на треть тяжелее других.
Какие были проблемы: у сына - тормозные колодки за поход пришлось менять дважды, лопнула спица, один прокол;  у дочери - тормозных колодок едва хватило на весь поход, один прокол, замена покрышки из-за пореза о камень; у меня - постоянные проблемы с переключением скоростей, сломались оба опорных узла багажника (замотал веревками), полусломалась педаль (4 дня ехал на оси), тормозных колодок едва хватило до конца похода, один прокол.

5. Одежда. Футболки-термо с длинными рукавами (3-4шт.). Штаны: термо (1шт.), флис (1шт.), ходовые (1шт.), мембранные (1шт, не менее 10тыс.мм вод.ст.). Кофта теплая флисовая (1-2шт.). Куртка штормовая (не менее 10т.мм). Кепка, шапочки (2), рукавицы (2пары), банданы или флисовая балаклава. Носки разные повышенной прочности, флисовые чуни. Основные магазины, где покупаем одежду и обувь, - "Декатлон" и "Сплав".

6. Обувь. Сапоги резиновые с нормальными (не заниженными) голенищами с жесткой рифленой подошвой, 2 пары стелек. Это основная наша походная обувь. Кроссовки - на сухую погоду/дорогу и на стоянках. Тапочки с резиновой подошвой и неопреновым верхом -  для бродов, удобно ходить на помывку и стирку. Они должны сидеть на ногах плотно, чтобы, переходя брод, не потерять их в речке с илистым или вязким дном (у нас такое было).

7. Как мы едем-ходим.
    Утром первым встаю я (в 6-30...7ч.). Развожу костер, готовлю кушать. Если моросит, готовлю в палатке на горелке. Бужу молодежь, едим, приводим себя в порядок, собираемся, осматриваем велосипеды. На все уходит - 2.5...3ч. Если с утра идет дождь, спим пока он не прекратиться или приемлемо ослабится.
    Едем/идем без какого-либо режима по времени, по мере сил и в темпе "слабого звена", которым в основном бываю я -  не хватает "дыхалки" на подъемах. Конечно же, стараемся помогать друг другу, когда проходим какие-то препятствия, и главный "бульдозер" здесь - это сын. Если непонятно как и куда двигаться дальше, делаем разведки. Для связи между собой, если далеко расходимся, исп. рации. "По азимуту", без троп и дорог (для сокращения пути) почти не ходим - себе дороже, очень выматывает. "Исчезновение" троп и дорог - убедительная причина вернуться назад. Основная причина зайти в тупик - это поехать по дороге, ведущей к тупиковой лесовырубке, редко - пойти по звериной тропе. Бывало (в основном раньше, когда ходили без GPS-навигатора), приходилось возвращаться, теряя целый день.
    До обеда, после 2...3-х часов дороги, перекусываем сникерсам (если есть). Раньше брали сгущенку, но сникерсы удобнее и легче. Обед устраиваем в пределах 14...16ч. С чаем это занимает около 1ч. Едем дальше. До привала, чтобы добавить сил организму, подъедаем конфеты (мягкий карамель). Воду пьем без ограничений. Для этого в дороге всегда есть заполненные водой пара бутылок, которые я держу внутри свернутого в чехле коврика, закрепленного резиновым жгутом на рюкзаке - легко и быстро достаются. За 1...2 часа до стоянки (иногда и раньше, если с водой проблемы) заполняем все пластиковые бутылки водой (14л.) в ручьях, реках, чистых лужах. Иногда приходиться ехать до самой темноты, пока не найдем воду. Конечно, лучшее место для ночлега - у воды. Если такое случается, почти всегда устраиваем себе помывку и стирку. Я и дочь предпочитаем для помывки водичку подогреть (смешиваем кипяток из котелка с холодной водой в походном ведре на 8л.), а вот сын обходится без этого. Иногда, если 3-4 дня не удается нормально помыться, останавливаемся у подходящего места заранее, а не тянем до вечера. Если есть ограничения по воде, личную гигиену поддерживаем с помощью влажных салфеток. На ночевку обычно становимся в 19-20ч. Сразу ставим палатку и разжигаем костер. Заготавливаем на вечер и утро дрова, моемся/стираемся (если есть возможность), готовим ужин, развешиваем/расставляем у костра одежду/обувь на просушку. Работают все дружно и активно. Если дождь, хлопоты сокращаются: приходится сразу "забуриваться" в палатку и там готовить на горелке. Подсушить там можно только мелочевку, развешивая ее на веревках вверху палатки, а снизу подвешивая газовый светильник. Подсушиться можно и утром (если нет дождя) или приходиться одевать как есть -  сырое и влажное. Иногда, если погода благоприятствует, подсушиваем одежду и обувь днем, пока обедаем. Но чаще одежда высыхает прямо на ходу на себе.
    Основная наша ходовая обувь - резиновые сапоги. Даже в сухую погоду, если едешь лесом (иногда и полем) обязательно найдутся лужи, грязь, заболоченные участки, ручьи, речки, которых не обойти или можно потерять кучу времени на это. Ну и в дождь, конечно, без сапог никак. Удивляюсь тем, кто ради экономии веса (доп.1.5кг - но они же на ногах или велосипеде) готовы целыми днями шлепать по холодной воде и грязи в кроссовках - жутко некомфортно и явно во вред здоровью (с годами могут болеть суставы ног, реагируя на погоду). Даже если сапогами зачерпнешь воду, слил ее, выкрутил носки и вперед -  ноги все равно остаются в тепле. Правда, в холодную погоду, если продолжительно крутишь педали (в основном на асфальте и в дождь), ноги в резиновых сапогах начинают подмерзать. Приходится на какое-то время переходить на пеший ход, чтобы их согреть. Для бродов одеваем резиновые тапочки (можно не всем, а одному, если место узкое, -  других он переносит на себе, так быстрее).   
    В дождь одеваем штормовые куртки и штаны (либо поверх ходовых штанов - это быстрее, либо на термоштаны - это комфортнее). Рюкзаки накрываем либо накидкой для обычного рюкзака (на 130л - я), либо армированной пленкой, перетягивая ее резиновыми жгутами (молодежь). От специальных чехлов со "штанами" отказались - с ними неудобно: больше возни и времени надевать, снимать, взять что-нибудь из рюкзака на ходу. 
    Тяжелые участки (болото, заросшие участки, старая дорога с завалами, разбитые дороги после дождя) проходим с рюкзаками на плечах - так легче толкать и поднимать велосипед. При этом опускаем сиденья (чтобы не мешали рюкзакам), иногда снимаем педали (чтобы не цепляться за кусты и деревья). Коврики внутри с бутылками с водой закрепляем резинками на багажнике (вдоль).

    О медведях и др. В этом походе медведя мы видели только один раз, и то молодого - перебегал асфальтовую дорогу (впереди нас за 100м), когда мы ехали вдоль северного берега Верхнетуломского водохранилища. Пару раз видели старые следы медведя северо- восточнее оз.Гирвас. А вот кто настоящий хозяин здешних лесов - так это лось, его какашки-кругляшки попадаются на глаза в лесу повсеместно. 

Пожалуй, все, что хотел рассказать. Интересных всем походов.

Михаил С., май 2017г.



Комментарии:

Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь!

 
  Нашли ошибку или есть вопросы? Пишите info@veloradar.ru