Отчеты о поездках |
||||||
Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарьВелопоход по Мурманской области 2016 г.29 Августа 2016 - 13 Сентября 2016Маршрут велопохода: г.Кандалакша - оз.Вадозеро (обход с юга) - р.Летняя - п.Риколатва - р.Куропта - г.Ковдор - озеро/река Гирвас (обход с востока) - р.Вува - п.Верхнетуломский - г.Никель - п.Печенга - Пароварская (немецкая) дорога - п-ов Средний - п-ов Рыбачий (мыс Немецкий) - р.Титовка - г.Мурманск. Состав группы - 3 чел.(отец, сын и дочь) Предисловие. Решил написать что-то вроде отчета по 1-й половине велопохода (до р.Вува), т.к. проходил он по местам, которые мало описаны или даже вообще не описаны (например, восточнее озера и реки Гирвас ) в походных отчетах, размещенных в интернете. Места же эти интересны, живописны, малолюдны и как раз для велотуристов-грунтовиков, которым катить по цивильным местам и асфальтовым дорогам скука скучная. В конце также поделился нашими походными навыками и тактикой велопоходов. А в комментариях (см. в самом конце) разместил ссылки на фотографии и маршруты других более поздних наших походов (пеших, велосипедных и водных). 29.08.2016г. 1-й день похода: г.Кандалакша - оз.Вадозеро (всего 37км). В Кандалакшу мы приехали около 7ч. утра. Погода была отличная. За час собрались - и в путь. Через полчаса выехали на мурманское шоссе, повернули на юг (на Лоухи) и через 3 км свернули направо на грунтовую дорогу в сторону Вадозеро. Дорога проходила в основном по невысоким сопкам с низкорослым негустым лесом и частыми открытыми участками, иногда заболоченными в понижениях. Когда-то эта территория использовалась под военный полигон, признаки которого нередко попадались на глаза. Места симпатичные, дорога битая и, несмотря на многочисленные лужи, заболоченные и булыжниковые участки, в целом вполне нормальная для велосипедов... Около 17ч. сворачиваем налево с основной дороги на заросшую круто спускавшуюся вниз дорогу. Еще 15-20 мин. - и выходим к юго-восточному берегу Вадозера с замечательными видами и песчаным пляжем. Там и остановились на первую ночевку.
30.08. 2-й день похода: оз.Вадозеро - р.Летняя (всего 14км). Рано утром температура воздуха была близка к нулю: палатка покрылась инеем, а вода в котелке - легкой корочкой льда. Но выглянуло солнышко, туман, стоявший над водой, быстро рассеялся. Погода была замечательная - весь день потом был солнечным и тихим. Увы, этот же день оказался для нас, пожалуй, одним из наиболее физически трудных за весь поход: практически весь день мы шли-пробирались по основательно заросшей или заболоченной старой дороге, проходящей вдоль южного берега Вадозера (но с дороги озера не видно). Полдня дорога проходила по склону сопки, сначала подымаясь, а потом спускаясь вниз с парой коротких крутых "ступеней". По ней ручьями стекала вода, которую дорога перехватывала с вышележащего склона. Далее, внизу, пошли в основном открытые заболоченные места, поросшие высокой травой. Еще с утра рюкзаки мы надели на себя - так было легче толкать велосипеды. Надо было снять и педали (чтобы не цепляться ими за кусты), но мы все тянули с этим, надеясь, что скоро будет лучше. Только ближе к вечеру мы вышли к сухому лесу, а по дороге можно было даже ехать на велосипеде до самой р.Летней (местные ее называют Черной - как сказал нам потом один из жителей п.Риколатва). Моста через реку не было, точнее, были лишь разрушенные его остатки, но дорога за рекой как бы продолжалась. В том месте, куда вышла дорога, течение в сочетании с глубиной (выше пояса) вызывали опасения. Но ниже, 50-70м, русло реки расширялось до 12-15м, течение и глубина были несколько меньше. Здесь мы смогли переправиться вброд, хотя было это непросто: из-за течения, больших и скольских валунов на дне реки был риск оказаться в воде. Для удержания равновесия подстраховывались крепкими шестами. Пока переносили рюкзаки и велосипеды (3-4 ходки на каждого мужика), основательно замерзли и при этом были неслабо обкусаны мошкой и комарами, потревоженной нашими активными перемещениями по прибрежным кустам. Зато на другом берегу, в 50-70м от реки, оказалась старая стоянка с кучей сухих дров и елового лапника. Мы сразу же разожгли большой костер и быстро согрелись. Здесь и заночевали. р.Летняя
Еще дома, выбирая маршрут по спутниковой карте, было непонятно, какой была дорога вдоль озера Вадгуба и есть ли мост или брод в верховье озера. Описания этого участка в интернете мы не нашли, поэтому готовились к худшему. Но все оказалось гораздо лучше ожидаемого. Сразу от стоянки шла, можно сказать, идеальная, практически без выбоин и луж, подъемов и спусков плотная грунтовка, по которой мы неслись на максимальной скорости до самого брода (13 км, моста там никогда не было). Справа сменялись живописные виды озера на фоне молодого чистого леса с лишайниковым ковром на нашей стороне и лесистых сопок противоположного берега. Настроение добавляла и солнечная погода... Перешли реку вброд (25м, неглубокий, 0.8м, дно с камнями) и помчались дальше, до Риколатвы. Дорога по этой стороне реки уже чередовалась небольшими спусками и подъемами. Лес на этой стороне был гуще и выше, виды, открывавшиеся нам, были еще более живописны. Дорога еще пару раз пересекала реку, но здесь уже были какие-никакие бревенчатые мостики. Красоту дороги отчасти могут передать наши фотографии... В Риколатве были к 15ч. Здесь начинается асфальтовая дорога до ковдорского шоссе (до п.Енский, 15км). Но нам было не туда. Пообщались с местным жителем - первый человек за все время после Кандалакши. Пока разговаривали, вдали увидели еще 2-3-х. Сейчас в поселке живут постоянно 20-30 чел., летом больше, есть магазин (обед с 14 до16). Когда-то это был поселок с населением более 2 тыс. человек, основным предприятием которого был рудник, где добывали слюду... Проехав капитальный ж/б мост через реку и далее несколько полуразрушенных промзданий, мы стали медленно подниматься в гору по извилистой дороге среди мелколесья в сторону бывшего рудника. Подъем занял часа 1.5-2. Затем взяли вправо (то ли прямо, а рудник налево) от основной дороги и пошли (если вверх) - поехали (если вниз) по дороге, идущей по склону сопки в сторону р.Куропта. Чтобы не сойти с нужного направления, на развилках дорог ориентировались в основном по маркировочным цветным ленточкам (был у нас и GPS-навигатор), которые были развешены у дороги еще за месяц до нас для участников 2-3-х дневного велопохода, непонятно кем и для кого организуемого по этим местам в последние годы (со слов местного). К Куропте мы спустились к 19ч. Рядом с рекой (перед ней) оказалась удобная стоянка, место которой подсказывал целый ворох увешанных на кустах ленточек. Здесь и заночевали. п.Риколатва
С утра погода испортилась: было пасмурно, ветрено, периодически шел мелкий дождь. Куропту перешли по полуразрушенному мосту (можно и вброд) и начали подъем по извилистой каменистой дороге по склону очередной сопки. Чем выше, тем меньше было леса, тем сильнее был ветер с добавлением мелкого дождя. Выше леса вода, стекающая по дороге, хорошо промыла ее каменистое основание: вся дорога была усеяна пластинками слюды и всякими необычными и красивыми камешками - не зря в этих местах был рудник и добывали (или можно добывать) здесь, видимо, не только слюду... Постепенно мы выбрались на перевал дороги. Леса здесь уже не было - лишь заросли кустарников и каменные россыпи. В хорошую погоду отсюда открывался бы отличный вид на десятки километров вокруг. Из-за непогоды пришлось отказаться от планов подняться на одну из наивысших сопок в этом районе и узнать заодно, что это за странные прямые параллельные полосы на здешних сопках, просматриваемые по спутниковой карте. На самом же перевале, вдоль дороги, были видны остатки окопов, выбранных здесь среди камней, видимо, еще во время войны... Ветер с дождем продувал нас основательно, и мы, не задерживаясь, понеслись на велосипедах вниз. Временами уклон дороги был такой крутой, что приходилось переходить на пеший ход. 17 км до ковдорского шоссе мы проехали часа за полтора. На этом участке сразу проявились наши недочеты при подготовке к походу. У сына был велосипед с ободными тормозами, резиновые колодки которых истерлись уже на половине спуска. Запасных колодок у него не было (забыл дома на столе:-), поэтому пришлось ему тормозить тем, что осталось, издавая скрежет металла о металл на всю округу. У меня же, оказывается, покрышки были "ну совсем лысые", отчего, когда ниже пошла мокрая после дождя грунтовая дорога, колеса на буграх и выбоинах соскальзывали в сторону, из-за чего, хоть и осторожничал, все же несколько раз упал (в т.ч. и через руль) - это мой личный рекорд. Падал, увы, только я:-)... Ковдорское шоссе встретило нас ласковым солнышком - погода пошла на поправку. Пообедав с горячим чайком (за шоссе, у ж/д дороги - там хорошее место) двинулись в Ковдор (30км). Сначала здорово донимал встречный ветер. Но, благо, через км 10 дорога несколько изменила направление и стало легче. В 7-м часу вечера въехали в Ковдор. Пока я с дочерью покупал квас и вкусненькое ("Магнит" сразу на въезде в город), сын успел до закрытия спортмагазина (в 19ч.) купить последнюю пару тормозных колодок. Перекусив прямо у магазина, мы двинулись дальше - к оз.Гирвас. Первые 5 км за Ковдором, до развилки дорог (левая - на запад, к границе; правая - на север, к оз.Гирвас), шла широкая щедро просыпанная и укатанная щебнем и гравием дорога (грейдер), и в основном на подьем. По ней ездят Белазы, вдоль дороги находятся выработки и отвалы пород. После развилки (нам направо) дорога сузилась, изменившись в хорошо накатанную грунтовку с добавлением щебня и, что было приятно, шла в основном с небольшим уклоном вниз. Видно было, что она активно используется местным населением для сбора ягод и грибов - по дороге немало "отвороток" в лес и "карманов" для стоянок машин. По ней мы ехали, порой "с ветерком", до самой темноты, пока не нашли подходящее место для стоянки. Заночевали в лесу в 14-ти км от Ковдора.
Выехали позже обычного, потратив время на профилактику велосипедов, вовсю у всех скрипевших после предыдущих дней похода. Первые 7-8 км дороги продолжали радовать нас комфортной ездой. Правда, "льготный" преимущественный уклон вниз закончился - наряду со спусками пошли и подъемы. А вокруг - красота осеннего желто-зеленого леса с периодически открывающимися дальними видами на соседние озера и сопки... Постепенно дорога стала ухудшаться: камней на дороге было все больше, появились заболоченные участки. Здесь мы встретили единственную машину с того момента, как свернули с грейдера (где-то 15-20 км): двое мужичков на УАЗ-469 выбирались после рыбалки с какого-то озера. Узнав куда мы держим путь, удивились, но отговаривать не стали, предупредив нас быть внимательнее, т.к. поворот на дорогу к Верхнетуломскому водохранилищу малозаметен и его можно легко пропустить. Нас это не тревожило, т.к. мы "завели" (по спутниковой карте) в GPS-навигатор не только основную нитку маршрута, но и запасной обходной вариант (ближе к Саптозеру). Кстати, мужички сказали нам, что разрешение на проезд по дороге вдоль финской границы можно сейчас получить без каких-либо проблем, просто заехав в погрануправление в Ковдоре... Мы продолжили свой путь. На одном из мест с красивым видом на оз.Гирвас остановились и вволю наелись вполне уже созревшей брусники, здесь ее было очень много. Пообедав затем с горячим чаем, поехали дальше. Погода к этому времени ухудшилась, периодически стал накрапывать дождь. Надеваем дождевую экипировку. В основном едем, но луж и заболоченных участков прибавляется. Поворот от основной дороги в сторону Верхнетуломского водохранилища, действительно, совсем не бросался в глаза, сама дорога была узкой и слегка заросшей и потому какой-то неубедительной - но навигатор показывал именно туда. Начинался самый интригующий участок нашего похода: в интернете описания этого участка мы не нашли, а спутниковая карта хоть и помогла проложить маршрут, но не могла "рассказать" о проходимости этого участка на велосипедах. Но настроены мы были решительно, времени и продуктов у нас было достаточно... Уже с первых километров дорога удивила возможностью спокойно ехать на сухих участках. Заболоченные участки встречались, но без труда проходились и мы крутили педали дальше. В какой-то момент нам показалось, что так будет и дальше. Время шло к вечеру, пора было выбирать место для ночевки. На речке, пересекавшую нашу дорогу, заполнили водой все бутылки, набрали на ужин пакет грибов - мясистых красноголовых подосиновиков, которые росли прямо на дороге... Опять зашли на заболоченный участок... На этот раз нам мало не показалось: дорога и местность вокруг постепенно заполнились водой, сама дорога едва угадывалась, вся заросшая высокой травой. Лес сменился на мелколесье и кустарниковые заросли. Сначала, пока были силы, мы просто толкали велосипеды с рюкзаками на багажниках. Хорошо еще, земля под ногами была достаточно плотная, сапоги не увязали, можно было выбирать места, где воды было не выше голенищ. Но избежать ям все же не удавалось: то там, то здесь вода оказывалась выше сапог. Выручали штормовые штаны, надетые поверх голенищ и стянутые ниже, - вода не успевала попасть в сапоги. Старались держаться ближе к кустам, но и там из-за высоких кочек идти было не намного легче. Напрягались в полную силу. Все взмокли от пота. До редкого высокого леса, видневшегося впереди, было еще далеко. Появилось сомнение, что сможем дойти до сухого места до наступления темноты. Остановились, одели рюкзаки на себя - стало легче толкать велосипеды, пошли по воде смелее, уже не очень выбирая куда ставить ногу... Наконец вышли к небольшому лесистому участку с высокими тонкими соснами и густым ковром из чернично-брусничных кустов и лишайника. Были здесь и сухие дрова. Настроение резко улучшилось - отличное место для ночевки. Ужин с грибами затянулся допоздна. За это время мокрая одежда и обувь подсушились у костра. Спали мы как на перине...
Этот день, да и следующий до самой р.Вувы, стали нам как бы наградой за выбор этого маршрута. Уже через 200-300м от места ночевки, неожиданно для нас, вчерашний длинный заболоченный участок закончился (уже дома мы определили, что длина его была где-то 1.5 км, хотя там, в походе, нам показалось больше). Дорога дальше пошла в основном по сухим участкам в обход большой высокой сопки, склон которой периодически просматривался справа от нас. А далее - с небольшими перепадами высот уже по другим сопкам поменьше. Периодически, в понижениях между сопками, дорога выходила на заболоченные участки длиной до 200-300м. Но после вчерашней "тренировки" они нисколько не портили нам настроения. На сухих же участках состояние дороги позволяло на спусках и пологих участках в основном ехать, иногда даже "с ветерком"... Особенную, неброскую северную красоту этих мест трудно передать словами, об этом больше "расскажут" наши фотографии (лишь некоторые). Ко всей этой красоте нужно добавить и необычную в тот день тишину огромного пространства, которое периодически раскрывалось нам на пути. Обилие ягод, грибов, почти полное отсутствие мошки и комаров в эту пору добавляют этим местам еще бОльшую привлекательность. В общем, места замечательные, безлюдные, "погружение" в природу здесь можно ощутить в полной мере... Так с частыми остановками, потихоньку, без напряга и в свое удовольствие мы ехали-шли целый день. Правда, был момент, когда сын захотел найти очередное "приключение", предложив сократить дорогу по бездорожью, т.к. дорога резко уходила в сторону (вправо) от основного направления на несколько дополнительных километров в обход болотного участка. Не без труда уговорил его идти все-таки по дороге, т.к. давно усвоил, что на "коротком" бездорожье сил можно потратить на порядок больше, чем по "длинной" дороге, к тому же там мог оказаться просто непроходимый участок... Обогнув болото справа, дорога в основном пошла на подъем, где иногда было довольно круто. Перевалив через хребет сопки, пошли спуски. На ночлег остановились не доехав 5км до дороги р.Гирвас - р.Вува. Здесь мы устроили себе обильный ужин с двойной порцией жареных подосиновиков, собранных на дороге. Место это удивило тем, что кругом был лес (в основном молодой), а сухих дров мы насобирали с трудом.
Продолжили спуск по своей дороге. Перед самой дорогой р.Гирвас - р.Вува наша дорога раздвоилась: налево пошла более широкая ее часть и, видимо, более пологая (для машин), прямо - узкая, почти тропа, с крутым спуском - по ней мы и спустились. Дорога на Вуву и далее, до Верхнетуломского, когда-то была главной (рокадной) при лесозаготовках для всего обширного района южнее Верхнетуломского водохранилища. Сейчас же здесь была полная тишина и безлюдие. Ни одной машины мы так и не увидели до самой р.Вувы (32км). Дорога: отличная грунтовка, часто с добавлением щебня, без каких-либо проблемных участков - только крути педали. Правда, в сухую летнюю погоду на ней наверняка могут появиться участки с сыпучим песочком - у нас же такого было немного. Профиль дороги до р.Вувы и до самого Верхнетуломского имел приблизительно одинаковый характер: вверх-вниз, вверх-вниз... Пришлось немало топать ножками на подьемах. Периодически вдали, впереди нас, открывался внушительный вид горной гряды Сальных тундр. Казалось - там нам придется попотеть. На самом деле, проезжая на следующий день дорожный "коридор", разделяющий горы, мы не заметили какой-то разницы с другими участками дороги. Да и самих гор вблизи - ни слева, ни справа - мы толком так и не видели - возможно, из-за ограниченной видимости от периодически набегавших дождевых туч. Пока же день был солнечный, воздух прозрачный, краски природы казались еще ярче... К 6-ти вечера мы подъехали к р.Вуве - моста через реку не было! Для нас это было полной неожиданностью. Стало понятно теперь, почему мы не встретили до сих пор ни одной машины. То, что нет моста через р.Гирвас, мы знали из интернета. Но то, что нет моста уже и через Вуву (вброд не перейдешь), мы полностью "зевнули" - просто не возникла об этом мысль и интернет ни разу "не пискнул", хотя по спутниковой Яндекс-карте, если всмотреться, это хорошо видно. Позже мы узнали, что мост по каким-то причинам был сожжен года 3 назад (в 2013 г.) ... Но р.Вува (правый берег) р.Вува (левый берег) Здесь добавлю. Из-за отсутствия моста через Вуву, этот маршрут лучше проходить в обратную сторону (от п.Верхнетуломский) - тогда о переправе можно договориться, заехав на турбазу Вува, где для этого наверняка найдутся лодки. Возможные варианты переправы через р.Вува, если ехать со стороны р.Гирвас:
Послесловие. На этом заканчиваю описание нашего велопохода, т.к. дальше уже пошли места достаточно описанные в интернете. Для нас же это была только 1-я половина похода. Примечание: Выбор 1-й половины нашего похода подсказал велопоход туристов одесского клуба в 2008г. (1-е половины наших маршрутов во многом совпадают) - их трудности добавили нам желание пройти по тем же местам. Поэтому рекомендую ознакомиться и с их отчетом по этому маршруту: http://shatuni.narod.ru/kolsky.htm.
Маршрут 2-й половины нашего похода: https://yadi.sk/i/wMHevZqiCtlX7w https://yadi.sk/i/h6lyO6Hp0g2VjA п-ов Рыбачий, мыс Немецкий - дальше только океан... ====================================================================
Немного о нашей семейной группе и наших походных навыках (для сравнения и обмена опытом). Вместе в походы мы ходим-ездим-плаваем давно, с 10-летнего возраста сына. К своим походам относимся как к маленьким путешествиям, спортивная сторона походов нас не интересует. Обычно проработка нами маршрута, признаюсь, не отличается тщательностью: задаемся лимитом времени, основными пунктами маршрута - и достаточно, разберемся на месте. На этот раз мы все же "забили" GPS-трек на весь путь, уделив больше внимания его 1-й половине. И, надо сказать, это здорово облегчило нам ориентровку в походе, практически полностью избавив от потерь времени на поиски дорог на месте... Пешими походами мы осваивали Карпаты (вся высокогорная часть), Карелию, Хибины. Плавали и на байдарках (спокойные реки). Водный туризм нам "не пошел" - привязаны к реке и как-то скучновато. В последние годы с удовольствием путешествуем на велосипедах (Тверская, Новгородская, Смоленская области, Карелия, теперь вот и Мурманская обл.) - территория "охвата" значительно расширилась, можно забраться в самые дебри, быстро проскочить вездесущую "цивилизацию". Наша родная стихия - лесные малолюдные места, грунтовые дороги и тропы. Из-за этого наши велопоходы порой превращаются в велопешеходные - но нам нравится:-). Асфальт избегаем из-за скучной однообразной езды и некомфорта от проносящихся рядом машин, хотя иногда выкатываемся на него с большим облегчением... Вот уже несколько лет как мы изменили время проведения своих походов: чтобы комары и жара не портили нам впечатления от походов, планируем теперь их на майские праздники и (или) на период конца августа - всего сентября. К тому же в это время и пожароопасность в лесу значительно меньше. В этом походе дневная температура воздуха колебалась в основном в пределах 5...15 градусов, ночью же пару раз доходила до 0. 1. В начале этого похода вес наших велорюкзаков был: у меня - 30, у сына - 35, у дочери - 21 кг (к оптимизации веса мы относимся без фанатизма:-). И это без учета воды, которую мы должны были добирать по дороге по необходимости. "Перевес" в основном получился из-за 10-дневного запаса продуктов, который мы взяли, чтобы быть полностью автономными до самого Верхнетуломского. На магазины Ковдора мы на всякий случай не стали рассчитывать, т.к. допускалось (из интернета), что нас туда могли не пропустить пограничники (оказалось, ерунда). Потом в Ковдоре мы лишь докупили хлеб, сахар, сушки, сникерсы - но все это было для нас некритично, лишь для комфорта желудкам. Есть ремнабор, инструменты, велозамок, аптечка, все для гигиены (мыло, влажные салфетки, туалетная бумага и т.д.), куча всяких веревок и веревочек. Посуда: котелок 2.5л, сковородка алюм.(вместо ручки исп. плоскогубцы), половник (пластмассовый), ведро походное (8л.), пластиковые бутылки на 14л. (9 шт.) - такое количество воды нам хватает на ужин, завтрак и в дорогу на полдня. Навигация: GPS-навигатор, компас (2шт.), велокомпьютер, карты с планшетом. У каждого: велорюкзак (80л или 60л - у дочери), накидка от дождя на рюкзак (у меня как для обычного рюкзака на 130л., сын и дочь используют для этого армопленку), велочехол, велосипедная сумка под раму и (или) на руль, поясная сумка, спальник (темп.комфорта до -2гр.), коврик с чехлом, тарелка, ложка, термокружка, нож, зажигалки (в прозрачном корпусе), полотенце, армопленка 2х3м, гермомешок 40л.(в нем, обычно, спальник и сменная одежда), багажные резинки с крючками (2 шт.), налобный фонарик, фотоаппарат, рация, запасная камера и покрышка, файер (отпугивать медведя, как предполагается. У дочери для этого есть еще одно, как мы надеемся, эффективное средство - свисток:-). 5. Обувь. Сапоги резиновые с нормальными (не заниженными) голенищами с жесткой рифленой подошвой, 2 пары стелек. Это основная наша походная обувь. Кроссовки - на сухую погоду/дорогу и на стоянках. Тапочки с резиновой подошвой и неопреновым верхом - для бродов, удобно ходить на помывку и стирку. Они должны плотно сидеть на ногах, чтобы, переходя брод, не потерять их в речке с илистым или вязким дном, либо могут просто, слетев с ноги, уплыть (у нас такое было - и терялись и уплывали:-). 6. Велосипеды. У сына: "Specialized", 26",9 скор., навеска "SLX", ободные тормоза. У дочери: "Specialized", 29",9 скор., навеска "Alivio", гидравлика. У меня: какой-то б/у из Германии, двухподвес с неработающим передним амортизатором, 28", 8 скор., навеска - ассорти от "Deore" и ниже, мех. дисковые тормоза, сам велосипед по весу на треть тяжелее других. 7. Как мы едем-ходим. Примечание (ода "болотникам":-): Если маршрут насыщен заболоченными участками и всякими речушками, вместо обычных сапог лучше брать болотные сапоги - они резко увеличивают "проходимость" в походе, с лихвой компенсируя свой несколько увеличенный вес (всего на 200-300 гр от обычных сапог). Это настоящие "ходовые вездеходы" и недаром считаются незаменимой обувью для тайги и тундры. При этом они более удобны, чем может казаться до опыта ходьбы с ними. Высокие надставки нисколько не мешают при ходьбе или езде на велосипеде - их можно аккуратно свернуть на голенищах (это в том случае, если они не резиновые, а из плотной водонепроницаемой ткани - нейлон с ПВХ). Резиновые голенища "болотников" часто по высоте меньше, чем у обычных сапог на 5-7 см, т.е. при полностью свернутых надставках получается что-то вроде укороченных сапог. Для сапог я использую такой набор: флисовые портянки (45х90 см, армейский стандарт) + одна пара носков (носки можно менять на чистые, не меняя портянок) +, конечно же, стельки. Сапоги у меня на размер больше ноги. С портянками нога в сапогах "сидит" плотно, голенища не болтаются - это сразу оценится, когда в походе сапоги начнуть "залипать" в болотной грязи. Флисовые портянки быстро сохнут (за обед подсыхают), а износостойкость обеспечивается возможностью надевать их любой стороной. И еще. Если выбирать между резиновыми и EVA-сапогами, нужно помнить, что первые хоть и тяжелее вторых (в полтора-два раза), зато гораздо надежнее (EVA-сапоги могут быть проткнуты безобидным для резиновых сапог сучком)... Вот пример велопохода, где наличие "болотников" было бы в самый раз для такого маршрута: http://vladsc.narod.ru/2007/07140805.htm В дождь одеваем штормовые куртки и штаны (или поверх ходовых штанов - это быстрее, или на термоштаны - это комфортнее). Рюкзаки накрываем либо накидкой для обычного рюкзака (на 130л - я), либо армированной пленкой, перетягивая ее резиновыми жгутами (молодежь). От специальных чехлов со "штанами" отказались - с ними неудобно: больше возни и времени надевать, снимать, взять что-нибудь из рюкзака на ходу. Хорошая идея - упаковывать вещи и продукты в гермомешки полностью. Тогда накидке остается лишь функция защиты самого рюкзака (желательно). С гермомешками уже не беспокоишься за рюкзак, если он окажется в воде (при переправах) или в болотной жиже. Гермомешки, набитые вещами, можно использовать и для плавучести грузовых плотиков при переправах вплавь или с глубоким бродом... О медведях и др. В этом походе медведя мы видели только один раз, и то молодого - перебегал асфальтовую дорогу (впереди нас за 150-200м), когда мы ехали вдоль северного берега Верхнетуломского водохранилища. Пару раз видели старые следы медведя северо- восточнее оз.Гирвас. А вот кто настоящий хозяин здешних лесов - так это лось, его какашки-кругляшки попадаются на глаза в лесу повсеместно. Комментарии:
Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь! |