Для того, чтобы быть в курсе текущих обновлний добавьте пользователя veloradar в друзья.

Сайт дорабатывается, поэтому возможна неверная работа чего-то. Если Вы столкнулись с проблемой - напишите info@veloradar.ru. Это поможет максимально оперативно исправить проблему.






 

Отчеты о поездках

Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарь

Унжлаг

11 Мая 2008

Ветлужский - Богородское - Поспелиха - ур. Борис-Глеб - ур. Трушкино - ур. Фалино - ур. Любимовка - ур. Кордон 11 - ур. пол.стан Бурашная - ур. Лесоучасток 26 - ур. Веселовка - Кр. Луч - Горки - Ветлужский

Дистанция: 195 км

Время: 3,5 дня

Север Нижегородской области, Варнавинский район. Леса, леса, леса… Жилых поселков – единицы. Выживают только те населенные пункты, к которым вовремя сделали дорогу с твердым покрытием или железнодорожную ветку, остальные превращаются сначала в нежилые, а зачем и вовсе получают странную приставку «урочище». А ведь всего полвека назад в этих местах бурлила жизнь – стояли в лесу села и деревни, а по узкоколейкам вывозился лес. И отдельную страницу в истории этих мест навсегда займет Унжлаг – один из исправительно-трудовых лагерей середины XX века.

О том, что где-то в тех краях находятся заброшенные лагерные поселения, я знал давно. Но по-настоящему интерес проявился после трех пеших походов AlexXC, в процессе которых были найдены вполне осязаемые остатки лагерей, а также ясен характер «дорог» показанных на картах. Ведь не секрет, что топосъемка тех мест не проводилась десятки лет, и все, что сейчас на карте нарисовано сплошной или пунктирной линией, на местности может вовсе отсутствовать. Тем не менее, раз можно пройти пешком, почему бы не попробовать на велосипеде? Ну или с велосипедом – тут уж как повезет. «Майские» выходные подходят как нельзя лучше – талая вода уже ушла, трава еще не выросла, комаров нет, а день достаточно длинный. Впервые в маршрут включается большой «ночной» участок – а что делать, ведь иначе можно не успеть вернуться домой вовремя. А вот растянув ПВД на 3,5 дня… да, у нас все получится, надо в это верить… едем!

Отправляемся электричкой 19.23 до Ветлужской. Народу много, но мы успеваем занять правильные места в крайнем вагоне. Ровно в 22 часа начинается велосипедная часть маршрута – сегодня нам нужно проехать максимум асфальтовой части. Да, уже темно, но стараемся держать такую скорость, какую позволяет дорожное покрытие. А оно, надо сказать, радует не везде: на вначале выезде из Ветлужского хорошее, а вот дальше все хуже и хуже – бесконечные ямы, трещины и заплатки в несколько слоев. На каждой кочке вспоминается Demjanes, утверждавший что дорога отличная ;) Впрочем, после границы с Варнавинским районом покрытие и вправду улучшается. Ночью ехать интересно. Очень сложно определить, едешь ты в гору или нет, и лишь резкое снижение температуры воздуха говорит о том, что сейчас мы в пойме очередной речки, а поднимаясь на холм становится вновь тепло. 30 км до Варнавинской объездной пройдено за два часа – вполне неплохая скорость для ночного времени, встречного ветра и не всегда ровной дороги. Сворачиваем на грейдер? Пожалуй, стоит сделать так – асфальт не сильно лучше укатанной щебенки, а километраж мы уменьшим заметно. По грейдеру ночью ехать еще экстремальнее – ямы там везде, и если днем по ним еще пытаешься лавировать, то ночью, как ни крути руль, все равно временами ловишь очередную яму ;) Впрочем, вот и снова асфальт и большая пойма Лапшанги. Поднявшись наверх, решаем, что десяток «асфальтовых» километров погоды не сделает, и сразу после поворота на Северный находим съезд с дороги и ставим палатки. Дневной (ночной?) пробег – 52 км.

Будильники, заведенные на 8 утра, не понадобились. «Доброе утро, Росприроднадзор, охотхозяйство Лапшангское!» - такие голоса мы услышали из палаток в 6.45 утра. Как хорошо, что мы не браконьеры, а велотуристы ;) Узнав, куда мы едем и, как обычно, удивившись, зачем же мы это нам нужно, группа лесников отправилась по своим делам. Что ж, надо вставать, время лишним не бывает. Как и ужин, завтрак был без «горячего» - сварили лишь чай, а в качестве еды неплохо пошла банка тушенки на двоих. Дело в том, что вечером не удалось набрать питьевой воды – придется как-то решать этот вопрос уже сегодня…

9 утра – выезжаем. Первые, асфальтовые, километры преодолеваются за полчаса и вот уже поворот в лес. Дорога хорошая, но песчаная, и ехать можно не везде. В километре после поворота несколько человек на «буханке» занимаются заготовкой дров – это последние люди, которых мы видели до возвращения на асфальт через двое суток. Чем дальше в лес – тем больше лужи, тем интереснее. У моста через Шаду делаем остановку – здесь мы накипятим воды в дорогу, заодно варим и пьем чай. Остановка получается больше часа, но пока что мы никуда не торопимся. Набрав воды во всевозможные емкости, едем дальше. Тут и там по краям дороги попадаются таблички: «Памятник природы – пихтово-еловые леса по рекам Шада и Агрофенка». И действительно, внимательно присмотревшись можно найти среди елей пихту. Дорога же становится все серьезнее – лужи все больше, а колея все глубже. Первая из заброшенных деревень – урочище Борис-Глеб. С поляны открывается изумительный вид на окрестные леса, а на краю ее стоит охотничья засидка. Разумеется, осмотр урочища будет максимально полным, в том числе и с посещением засидки. Здесь же обнаруживается могила (?) с крестом, причем ясно, что поставлен крест совсем недавно. Возможно, это как-то связано с тем, что дом, еще стоявший на окраине урочища в ноябре 2007 года - сгорел… Форсируем ручеек и едем дальше.

Урочище Трушкино встречает останками сельхозтехники и изменением покрытия – песок постепенно сменяется суглинками. Поскольку сейчас сухо, это нам только на руку, ведь по укатанной глине ехать можно как по асфальту. Вот только колеи выглядят все страшнее и страшнее – здесь проедет, наверное, не каждый трактор. Впрочем, иногда дорога становится совсем хорошей и по ней можно ехать достаточно быстро – жаль, таких участков мало. По плохим же участкам скорость езды примерно равна скорости пешехода, поэтому достаточно большой процент пути идем пешком, экономя силы. Доезжаем до урочища Фалино – остановившись на перекус, обнаруживаем, что у Savai сломался багажник… Не выдержал он веса снаряги на многочисленных ямах, и нижняя стойка лопнула в самом напряженном месте. Из нескольких найденных в урочище гвоздей, веревки и изоленты мастерим «шину» - конструкция получается достаточно удачной и крепкой, и, забегая вперед скажу, что он выдержала весь дальнейший маршрут. В половине четвертого покидаем Фалино – дорога становится все хуже и хуже, однако вполне свежие следы какой-то колесной техники идут все дальше, значит и мы пройдем.

Фотографии дорог в комментариях, наверное, не нуждаются – глубокие тракторные колеи. Вот уже и ЛЭП, а скоро нам предстоит форсировать Шаду. В ноябре прошлого года этот брод посуху преодолеть не удалось, а вот в этом году – получилось, воспользовавшись бобровой плотиной. Урочище Любимовка было раньше, судя по всему, колхозом – тут и там попадаются останки сельхозтехники - например, есть практически целая сеялка середины прошлого века. На дороге попадаются медвежьи следы – мы все дальше и дальше уходим в лес. Следующее урочище – Кордон 11. Здесь savai рвет цепь, и снова мы останавливаемся почти на час. За это время исследуем как сам кордон (это одно из бывших поселений) , так и окрестности. В частности, просека на северо-запад от урочища оказалась заросшей, а вот дорога… Дорога, петляя по лесу в полном несоответствии с картой, через несколько километров вывела нас на так называемый «главный ус» - бывшую ветку широкой колеи от поселка Северный. И если лесная дорога была проезжей лишь условно (уж слишком глубоки были колеи, залитые водой), то по насыпи можно было ехать! Впрочем, менее чем через километр останавливаемся на плановое место ночевки. Эх, где же охотничий домик, стоявший тут осенью? Домика нет, и ночевать мы будем, как обычно, в палатках… Завтра встаем пораньше и идем в пешую радиалку на таинственный белый квадрат, которого нет ни на одной из карт, но который так хорошо видно через Google Earth. За день пройдено 37 км.

Поскольку на стоянку вчера встали относительно рано (в 19.40), то и с подъемом тянуть не будем – поднимаемся в 7 утра. После обычного завтрака в начале десятого идем по раскатанной просеке на запад, а затем на север. Через полчаса оказываемся на поляне, по которой разбросаны остатки строений и техники. Что это? Это явно не лагерь, но что? Ответ на вопрос дает табличка на бетонной тумбе посередине поляны – «скважина Высоковская, 2670 м., 2000 г.» Итак, это место принадлежит новейшей истории, поэтому его и нет на картах. Но ведь все равно интересно! Находим уникальный объект: в углу развалин одного из домов находится труба, глубина которой поражает – брошенный туда камень отзывается эхом падения лишь через 4 секунды! Назначение данного объекта узнать не удалось… Обследовав все что можно, уже другими просеками возвращаемся в лагерь.

«Главный ус» в северном направлении вполне проезжий. Вот налево у беседки уходит вполне накатанная дорога – скорее всего, в сторону нежилой деревни Высокая. Нам же нужно направо, но в этом направлении проезжих дорог нет до пересечения с ЛЭП. Вдоль ЛЭП идет колея, по которой вновь приходится идти пешком. Однако, на ЛЭП хотя бы поваленных деревьев нет, чего не скажешь об участке дороги после поворота в лес – тут уж такие препятствия в избытке. Приятный момент – фотосессия маленького тритончика, обнаруженного в одной из луж. В половине второго дня мы в полевом стане Бурашная. Небольшой отдых у старого вагончика, который, судя по всему, хоть и изредка, но посещается людьми – как иначе объяснить появление тут двух железных кроватей, которых не было осенью. Пытаемся найти дорогу на север от урочища, но безрезультатно. Зато CrAVas находит на себе клеща, который уже принялся за трапезу ;) Ниткой с узлом вывинчиваем клеща и уничтожаем путем сожжения. Дорога дальше в привычном понимании отсутствует – это заросшая молодой порослью просека. На границе с Нижегородской областью поросль меняется на упавшие через метр деревья, и рюкзак с багажника приходится перевешивать на плечи. Очень помогает в этих случаях специальный пояс, который, к сожалению, я забыл дома… А еще полезно было бы снимать педали, которые то задевают за кусты и деревья, то бьют по ногам. На 4 километра до лесоучастка 26 уходит 2 часа. Дорога в привычном понимании тут отсутствует – это «лежневка», за несколько десятков лет заросшая настолько, что от простого леса она отличается лишь наличием заплывших землей шпал и более-менее явным просветом вверху. Что интересно, мосты частично сохранились, правда находятся они на полметра ниже уровня земли. Вот она, цель путешествия - остатки лагеря… Бараки, детали узкоколеечных вагонов, печь, колючая проволока – все это немые свидетели событий полувековой давности… Подробнее о системе лагерей - в описании тайника.

От лагеря есть несколько возможных вариантов продолжения маршрута, выбираем тот, что должен вывести нас к заброшенным деревням, а значит, и к пусть и плохо проезжей, но все-таки дороге. Идем на юг, до Шуды – лежневка почти теряется в болоте, но мы выходим к остаткам моста, по которому форсируем реку без проблем. По краям моста уже выросли деревья, а он все стоит… Развилка находится там, где и должна быть, но «дорога» лучше не становится – все то же «направление» в лесу. Считаем сотни метров от просеки до просеки… Выходим на пересечение с узкоколейкой – здесь просека чистая и даже есть свежий тракторный след. Жаль, что он идет на юг (в сторону урочища Паршино), а нам надо бы на восток. Поэтому небольшая передышка и вновь «ломежка» по лежневке… «Труба» через ручей, показанная на карте разумеется отсутствует… а и фиг с ней, ведь впереди уже виден просвет, означающий что мы выбрались леса! Это - урочище Веселовка, бывшая деревня, в которой еще остались развалины нескольких домов но главное, есть дорога! Да, это снова тракторная колея, но уже можно снять с плеч «Миражи» и поставить туда, где они и должны быть – на багажники. Еще несколько вело-пеших километров до следующей заброшенной деревни Молосная, где у заброшенного пруда мы встаем на ночевку. Все самое сложное уже позади, и завтра, несомненно, мы вернемся домой… За день пройдено 24 км, из них 7 – с рюкзаками за спиной…

Эта ночевка оказалась самой холодной. Проснувшись часа в 4 утра, обнаружил, что тент палатки равномерно покрыт инеем. И вновь подъем был раньше 7 утра, и, неторопливо позавтракав и почистив велы, ближе к 10 утра продолжаем свой путь. Дорога постепенно улучшается. Сворачиваем на Красный Луч – да, можно было бы проехать прямо, но есть смысл посетить магазин в поселке. Дорога закончилась перед рекой, а мост через Шуду в это месте есть лишь пешеходный, в виде двух труб. Красный Луч, более известный у местных как «стеклозавод», запомнился большим брутальным, но заброшенным памятником погибшим в 1941-1945 гг. воинам. Отсюда уже асфальт, и у нас достаточно времени! Даже успеваем заехать в село Горки, усадьбу Базилевских на поиски геотайника. Ну и обратная дорога – опять местами разбитый асфальт, опять объездная, немного горок, и в половине шестого, почти за час до предпоследней электрички мы на станции Ветлужской! Поход завершен настолько удачно, как, пожалуй, никто не мог предполагать! И еще один экстремальный маршрут положен в копилку Нижегородского велотуристского клуба, а значит, скоро, несомненно, эти места посетит еще не одна группа велотуристов. Ура! ;)

link



Комментарии:

Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь!

 
  Нашли ошибку или есть вопросы? Пишите info@veloradar.ru