Для того, чтобы быть в курсе текущих обновлний добавьте пользователя veloradar в друзья.

Сайт дорабатывается, поэтому возможна неверная работа чего-то. Если Вы столкнулись с проблемой - напишите info@veloradar.ru. Это поможет максимально оперативно исправить проблему.






 

Отчеты о поездках

Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарь

По Синявинским высотам

12 Августа 2007

Назия – Синявинские высоты – Ладожские каналы - Шлиссельбург

Этот недлинный маршрут идет по пустынным местам, в основном по грунтовым лесным дорожкам, проходящим по местам жарких сражений. Отойдите от дорожки на 100 метров – и, наверняка, наткнетесь на куски металла, лежащего здесь с войны. Вся местность изрыта окопами и траншеями, стоят многочисленные братские могилы и монументы павшим. Их так много, что на карты их уже не наносят. Вся местность считается «храмом под открытым небом в честь павших солдат».

Синявинские высоты – место удивительное и интригующее. Собственно таким сделала их война. В этом районе проходили многочисленные сражения, в первую очередь – попытки прорыва блокады, причем их интенсивность была очень велика. Наиболее трагическая попытка состоялась в августе-сентябре 1942 года. О потерях советских войск в этих краях можно только догадываться, но полагают, что они составляют от 300 000 до миллиона человек. У немцев здесь тоже были самые большие потери за время сражений Второй мировой.

Синявинские высоты после войны полностью обезлюдели, но дорожки – остались. Некоторые из них легко и с удовольствием проезжаются на велосипедах, но не доступны для легковых автомашин. Удачное сочетание для велосипедистов. Не менее удачно то, что руками, вероятно, волонтеров, по всем высотам установлены знаки, позволяющие нам, не профессионалам, находить интересные места и понимать, что здесь происходило. Да и просто погулять по лесу, по местам боев интересно. Во многих местах лес как бы растет из ям – на самом деле, из воронок. Плотность их потрясает – не на каждом метре след от взрыва, но действительно десятки воронок находятся одновременно в поле зрения.

Собственно «высоты» название условное. Конечно, они несколько возвышаются над остальной болотистой равниной, но и болот на них самих более чем достаточно. По сути, от одной высоты до другой надо идти через болото (дорожка их обходит). Бывает, ступишь на кочку, а из-под нее покажется кусок металла. В последнюю поездку попалось – ствол винтовки, несколько мин, касок, россыпь патронов, и кусок затонувшей машины.

Рекомендуемое время для поездки – начало августа, когда на летнем солнце все подсыхает, а комаров становится меньше.

Итак, начинается покатушка на станции Назия (не путать с поселком Назия, где располагается станция Жихарево), куда ходят электрички с Московского и Ладожского вокзалов. На станции есть магазин, который имеет смысл посетить, так как далее до самого Шлиссельбурга никаких мест, где можно было бы купить воды или еды не будет.

От станции ненапряженная грейдерная дорога идет на север. На отметке 4.2 не поворачиваем налево на асфальт, через 3 километра как бы вливаемся в большую асфальтовую дорогу (нам налево), а еще через километр подъезжаем к реке Назия. В этих местах довольно красиво – хороший лес, преимущественно из сосны, поляны.

За мостом игнорируем отвилку вправо, и попадаем на места боев. Отметка 10 км ровно – справа и слева от дороги идут противотанковые надолбы. А чуть поодаль – сплошная вереница окопов.

Наиболее удачное место, чтобы остановится и забазироваться на час-другой, есть у хутора (отметка 12.4). Прямо у дороги есть колодец и указатель где и что расположено. Наибольший интерес представляет радиальная прогулка по тропе в сторону бывшей деревни Тортолово. В сухое время по ней вполне можно ехать на велосипеде. Во влажное – лучше прогуляться пешком. Не поленитесь, сойдите с тропы, по указателю, например, «гать», или «Высота огурец». Будьте внимательны – в высокой траве скрыты и памятники, и следы работы поисковиков (небольшие ямы), и ржавые подарки войны.

Дальше наш путь лежит на север – по дорожке, уходящей на север (вправо от нашего хода движения), и через 500 метров поворачиваем направо, на наезженную лесную дорогу. Проезжаем мимо обрушившегося моста через Черную, мимо Круглой Рощи (памятник) и выезжаем к монументу «Синявинские высоты» 22 км от станции.

Монумент располагается прямо на обрыве высот к болотам южного Приладожья. В его западном углу есть родник. Вид на долину не особо красив, так как заслоняется растущими деревьями.

К мемориалу ведет асфальтовая дорога, которая, однако, быстро сходит на нет, примыкая к грейдерной трассе. По ней нам надо ехать направо (на север). Через 6 км доезжаем до Мурманского шоссе, перед которым начинается асфальт, а через него само переброшен мост. Это удачное стечение обстоятельств, позволяющее нам избежать неприятного общения с М-18. Чуть более чем в километре за Мурманкой попадаем на Т-образный перекресток. Главная дорога идет направо, а нам – налево. Ориентир – прямо по курсу Староладожский канал. Вот вдоль него мы и едем до Шлиссельбурга. Разве что можно на отметке 32,5 свернуть вправо на пляж на Новоладожском канале.

В центр Шлиссельбурга приезжаем, имея на спидометре 38 км. Шлиссельбург красив сам по себе, но описывать его достопримечательности мы в этом маршруте не станем, как не соответствующие духу поездки на Синявинские высоты. Поэтому, лишь опишем варианты дальнейшего пути.

Первый из них – прокатится на паромчике в крепость Орешек и далее в Петрокрепость, откуда можно уехать электричкой, или своим ходом через Дунай.

Второй вариант – проехать до Ладожского моста (5,5 км), затем переехать на правый берег Невы, повернуть с шоссе по указателю Поселок Имени Морозова и сесть на электричку на станции Черная Речка. На спидометре будет 48 км. Этот вариант хорошо тем, что можно посетить музей – диараму в насыпи Ладожского моста, где есть кое какая информация о событиях на Синявинских высотах.

Может быть, километраж в 40-50 км покажется небольшим, однако он дан без учета радиалки по тропе в Тортолово. Может быть вам и «хватит», а может быть, вы совместите эту покатушку с маршрутом вдоль Черной речке на урочище Березово (R15)

Автор трека - Александр Кунеш

link



Комментарии:

Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь!

 
  Нашли ошибку или есть вопросы? Пишите info@veloradar.ru