Для того, чтобы быть в курсе текущих обновлний добавьте пользователя veloradar в друзья.

Сайт дорабатывается, поэтому возможна неверная работа чего-то. Если Вы столкнулись с проблемой - напишите info@veloradar.ru. Это поможет максимально оперативно исправить проблему.






 

Отчеты о поездках

Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарь

в Выксе

25 Октября 2009

Мухтолово – Саконы – Гремячево – Кулебаки – Велетьма – Выкса – Досчатое – Навашино

Дистанция: 150 км.

Время: 2 дня

После незабываемых бесконечных осенних поцелуев, подаренных в предыдущие выходные нашей сказочной Природой, очень хотелось продолжить…

Зрелая Осень помимо неповторимых по красоте пейзажей, отсутствия комаров и прочих приятностей дарит ещё один подарок – время, ни на секунду не останавливаясь, стремительно убегающее вперед, в этот день делает шаг назад, добавляя к последним выходным октября целый час счастья. Осеннего счастья. Уже который раз переводить стрелки часов я предложил в местах, где прошли самые счастливые дни моей жизни – в Выксе! Чем больше я узнаю свой город – а Выкса действительно ГОРОД – тем сильнее влюбляюсь в его природу, его историю, его людей… Сюда хочется возвращаться вновь и вновь!

Накануне поездки, как водится, большая часть сообщений на форуме была посвящена предстоящей погоде. А отправиться в непростое двухдневное велопутешествие в пору дождливой осени традиционно отважилась лишь горстка туристов: paramon, X-man и *Nat@lek*. Туристов проверенных, закалённых, спаянных не одной сотней километров ВЕЛООСЕНИ-2009. Вместе с нами в поисках приключений отправился Юра Бодрящий…

Дорога на вокзал – а сбор, как обычно, был не ранний и не поздний, к 5:45 – была комфортной: сухой и безветренной. Арзамас, где нам нужно было пересесть на муромскую электричку, встретил нас моросящим дождём. А Мухтолово – начальная точка нашего маршрута – уже только пасмурной погодой. Осмотрев деревянную церковь-новодел в посёлке, через 10 км. останавливаемся у с. Саконы («сакэн» – «калган», здесь было место татарской заставы). Сначала – у "гейзера". Как рассказал нам местный житель – пастух – вода здесь бьёт под напором из скважины глубиной до 150 м., из подземного моря. Показал он нам и пещеру, якобы место Саконского городища (Большого, ибо другое, Малое, как указал X-man, находится рядом с церковью). Вообще, как я понял, вся местность напротив села, по правому берегу Тёши носит название «городки»… Всю окрестность испещрили родники. А земля, если попрыгать по поверхности, "гудит"... И ещё много чего интересного поведал нам словоохотливый местный житель. Здесь же, на опушке леса, взрослеет мемориальный сосняк, высаженный к 50-й годовщине Победы, о чём рассказал нам информационный щит.

На второе в нашем сегодняшнем меню были гремячевский горнообогатительный комбинат и карьер. Строения недавно закрытого предприятия переживают завершающую фазу своего существования, а недра самого карьера, хранящие ещё немало доломита, потихоньку разрабатываются оставшейся немногочисленной техникой. Ввиду раскисшей почвы мы ограничились лазанием по одному из двух "элеваторов" и грязной дорогой туда и обратно. Дальше – родники. Их в Гремячеве сколько душе угодно – недаром по одной из легенд село названо так по обилию шумных родников в его ближних окрестностях! В одной из купален я и Юра окунаемся) Бодрит! Здесь же, у места наших водных процедур, я сумел забыть мешок с едой...

Рядом с Гремячевом расположено большое село Тёплово, названное так, согласно преданию, потому, что когда войско Ивана Грозного проходило через эту местность, стояла отменно тёплая погода. Здесь нам удаётся отыскать ещё один (обещанный RaFael’ем) родник, на берегу Тёши. А в соседней Ломовке Вова-X-man обнаруживает интересный храм: здание собственно церкви построено из дерева, а колокольня – из кирпича!

Следующий пункт в нашем штатном расписании – Кулебаки. При въезде в город, который в первой половине XX века был одним из самых крупных в области, делаем обязательный кадр на фоне вывески. Здесь же, решив подкрепиться, я обнаруживаю съедобную пропажу… Спасибо Наташе, подкормила меня)

…Вечерело, и мы осмотрели лишь две, но самые главные достопримечательности Кулебак: залезли на пожарную вышку, с которой из-за пасмурной погоды смогли увидеть лишь ближнюю часть города с одной стороны и леса, леса, леса с остальных трёх сторон, и «теремок» – деревянное здание, обильно украшенное декоративными деталями. Долгое время считалось, что «теремок» появился в Кулебаках после Выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, откуда его впоследствии перевезли сюда. Сегодня существует более модная версия о том, что это здание было изначально построено в Кулебаках как рабочий клуб при металлургическом заводе. Сегодня в здании – кулебакский краеведческий музей. Перед зданием, которое заслуженно считается визитной карточкой города, установлен один из первых в России бюстов Ленину, в основании которого – милионный бандаж, изготовленный на местном заводе. По причине полной и безвозвратной утери мной продовольственного багажа пришлось потратить некоторое время на посещение магазина.

Под закат стремительно уходящего светового дня мы въехали в пос. Велетьма, где успели разглядеть растворяющиеся в накрывающих землю сумерках необъятные просторы, увы, спущенного рыбхозом пруда – второго по площади водохранилища в нашей области! Здесь в 1770-1895 г.г. работал один из железоделательных заводов Приочья. За километровой плотиной, у горловины Велетьминского тракта, у нас последний на сегодня перекус, во время которого совершенно стемнело, а с тучного неба полил нешуточный холодный дождь. Перед тем, как отправиться на покорение лесной дороги, обещающей 10 километров сюрпризов, я настоятельно рекомендую каждому сделать звонок домой). В позапрошлом веке дорога с Выксы на Велетьму – «дорога оживлённая, обрытая канавками, местами вымощенная брёвнами. По ней караваны подвод везли из Выксы в Велетьму чугун в кусках для переработки в железные и стальные изделия. Из Велетьмы в Выксу везли железные и стальные прутки, бруски (заготовки), а также косы, пилы, серпы, проволоку и др. С лесных делянок в Выксу по этой дороге везли дрова, бревна, пеньки».

Два раза я ходил на Велетьму с Выксы: в первый раз налегке вместе с Олегом К (и после того памятного для меня похода я слёг с отравлением), во второй раз с Олегом К и X-man’ом – с гружёными велосипедами по 30-градусной жаре, сопровождаемые несметными полчищами слепней и комаров (тогда мы всё-таки опоздали на электричку!). Разумеется, от предстоящего 10-километрового броска до Выксы под проливным дождём и в полной темноте я ожидал очень многого! Итак, мы оправились…

…Вернее, думали, что это так. Выбранная нами идущая в самом начале пути в нужном направлении дорога уверенно стала забирать влево, настораживая в то же время и своей проезжабельностью. Пришлось вернуться. Вторая различимая грунтовка настолько уверено уходила на север, что не оставляла нам шансов вырулить на запад, в сторону Выксы. Вернувшись, мы как будто других дорог не находим… Хотя нет, вроде вот она, чуть различимая колея уходит туда, куда нужно. Вот и знакомые с прошлых походов поляны, огороженные забором – видимо, загоны для скота. Приведшая нас сюда тропа исчезла, и мы оказались со всех сторон окружёнными непроходимым лесом, «стеной», как его называли в здешних местах, запертыми внутри загона, из которого с трудом нашли выход) Помыкавшись таким образом целый час и не сдвинувшись с места (всё-таки НАСКОЛЬКО в тёмное время выглядит всё привычное иначе!), в конце концов каким-то чудом выбираемся на нашу дорогу – как струна прямую, сопровождаемую столбиками, обозначающими силовой кабель, проложенный под землёй, но заброшенную и, как следствие, зарастающую…

Ночной бросок по дремучему лесу, уверен, запомнился каждому из нас! Старинный Велетьминский тракт, обильно сдобренный броуновски разбросанными брёвнами, перегороженный разлившимися "морями" лесных ручьёв, уходящий всё дальше и дальше в чащу дремучего муромского леса, уверен, запомнил каждый из нас! Но вот завалы из деревьев стали попадаться всё реже, болотистая низинная растительность постепенно сменилась большим строевым лесом, мы шагали уже по плотному как асфальт, в отличие от дороги Тупик – Унор, песку, когда на горизонте объявилась рыже-белым заревом Выкса...

Для нас город начался с посёлка Ризадеевского лесничества, на главной улице которого в неярком свете уличных фонарей мы обозначились в начале одиннадцатого вечера. Через 5 км. асфальта, к которому не сразу удалось привыкнуть, мы финишировали. Дома нас ждал горячий ужин и долгий (!) сон. Время подождёт...

Ночью за окном свирепствовал ветер, усердно разгоняя облачность для воскресной велоПрогулки по Выксе. Но я ничего не слышал, ибо спал богатырским сном...

После сытного завтрака и похода в магазин мы отправились на 2,5-часовой осмотр моей любимой Выксы. Конечно, нескольких часов катастрофически мало для необыкновенно богатого достопримечательностями города, в котором удивительным образом переплелись история и современность! Но, думаю, общее впечатление о Выксе её гости успели получить.

Традиционно, после обеда грибным супом, до вокзала в Навашино наш путь лежал через Досчатое, достойное самостоятельного посещения! Отрадно было видеть, что панорама Мурома, великолепно открывающаяся от посёлка, сейчас шикарно обогатилась изящным силуэтом недавно открытого стационарного вантового моста, который вблизи мы видели в сентябрьском ПВД «Муром на рубеже эпох». И уж совсем закономерным был наш финиш на вокзале под такое знакомое объявление, что "пригородный электропоезд Муром - Арзамас вышел с соседней станции и будет приниматься ко второй платформе". В ожидании электрички коротаем время за фотографированием нас на фоне навашинского вокзала).

link



Комментарии:

Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь!

 
  Нашли ошибку или есть вопросы? Пишите info@veloradar.ru