Для того, чтобы быть в курсе текущих обновлний добавьте пользователя veloradar в друзья.

Сайт дорабатывается, поэтому возможна неверная работа чего-то. Если Вы столкнулись с проблемой - напишите info@veloradar.ru. Это поможет максимально оперативно исправить проблему.






 

Отчеты о поездках

Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарь

Кольский - 2010

13 Августа 2010

Или история одиночного велопохода по северу Кольского полуострова (пос. Кола – пос. Титовка – п-в. Средний – п-в. Рыбачий – «старая дорога» - пос. Печенга – г. Мурманск)

Дистанция: 420 км

Поход длился 12 дней с двумя дневками включительно. За это время я накрутил около 500 км, 10 дней не наблюдал даже вечера, не говоря уж о ночи, 7 дней не видел ни одного человека, 6 дней пытался привыкнуть к абсолютной тундре, 8 дней обливался сплошным дождем, 10 дней обдувался конкретным ветром, который почему-то постоянно оказывался встречным, и все 12 дней наслаждался фантастическими пейзажами. Запись из дневника, сделанная в поезде домой, еще по горячим следам: «Наслаждался даже тогда, когда хотелось все бросить и бежать отсюда к чертовой матери, и так, что иной раз хотелось все бросить и остаться здесь навсегда. Просто сесть и смотреть во все глаза, не отрываясь ни на секунду. В тех местах какая-то совершенно нереальная природа, там пахнет древностью и вечностью одновременно..»

Кола – Титовка

Планируя маршрут от Мурманска, грех было не посмотреть интересные места по пути к главной цели путешествия, чем я и попытался воспользоваться, насколько позволяло время. Скажу больше, я никуда особо не торопился и даже заложил 2 лишних дня на всякий случай, один из которых мне, впоследствии, очень пригодился. Педалил неспеша, часто останавливался, чтобы посмотреть на что-нить интересное более внимательно, чем может позволить себе замыленный глаз с велосипеда. Вечером старался все подробно записывать, чтобы потом ничего не забыть и не напридумывать несуществующего. Давно заметил, что вечерние дневниковые записи обладают хорошим психотерапевтическим эффектом и неплохо дисциплинируют.

29 июля

Проехал 40 км. Ср. скорость 11,3 км/ч, мах 45 км/ч.

Сошел с поезда на станции Кола с таким расчетом, чтобы не пилить от Мурманска лишние 15 километров и начал собирать велосипед, ладить рюкзак.. в общем, проторчал на платформе около 1,5 часов. Т.к. в мешок влезало не все, в поезде придумал хитрый способ крепления палатки к рюкзаку, который на поверку оказался совсем не рабочий. На ходу выдумал новый. В общем, все закрепилось надежно, но велик под грузом стал вихлять так, что пробный заезд чуть не окончился плачевно. Но ничего, вроде приспособился и с третьей попытки дернул в путь. В Коле знакомый морской запах. Это приятно. Трасса едется сравнительно легко, правда первый перевал утомил конкретно. Он довольно затяжной и визуально неинтересный.

На обед остановился около какого-то ручья, приятно перекусил и, самое главное, наконец-то препарировал рюкзак и уложил все так, как надо для поездки, а не для перевозки груза в поезде. Поехалось веселее.

На карте, километрах в 40 от Колы была обозначена пещера, там-то я и решил остановиться на ночь. Дорога до дыры, несмотря на смешное расстояние от трассы, показалось мне трудной, с непривычки, наверное. Сначала ехал, потом тянул вверх велик с мешком, затем взял рюкзаки на себя а вел вез пустой, а дальше дорога пошла совсем в ненужном мне направлении и я, как самый начинающий тундровелосипедист, взял азимут до пещеры и попер напрямую через нечто тундрообразное. Как впоследствии оказалось, практически в любое место в тех краях есть хорошо набитая тропа, проложенная оптимальным образом, главное не пороть горячку, а хорошенько поискать.

Тут пц какой-то – на горе сплошной ягель и болото. Тащу попеременно велик и мешки, сваливая их в кучу на более-менее сухом кусочке земли. Удолбался в хлам, да и вымок нехило.

Карта не соврала – вышел по азимуту точно на пещеру. Хотя какие тут могут быть пещеры? Так, обвальные гроты, но все равно интересно.

Дырка снаружи окружена бруствером, когда-то в прошлом укрепленном бревнами, а внутри, на самый верх горы, пробит лаз с прогнившими крепями. Видимо в войну готовили оборону. Горка очень удачная – дорога простреливается хорошо. Вокруг все в неглубоких окопах.

В общем, полазил вокруг, представил, как в войну тут командовал человек с интересной должностью «Начальник Пещеры» и пошел готовить ночевку.

Только поставил палатку и распределил свои пожитки, как с неба полилось. Готовил уже по дождю, а как только сварил ужин, дождь тут же прекратился. Погода на полуострове оказалась весьма переменчивой – дождь, солнце и прочие погодные явления, могут сменять друг друга по пять раз на дню, причем мгновенно. И никакой барометр не помогает.

К таким явлениям я на дальневосточных морях в принципе привык, а вот к тому, что уже 12 ночи, а светло как днем, привыкнуть еще предстоит, судя по всему.

Природа очень необычная для моего глаза – ни горы, ни холмы а, что-то среднее, озера и болота могут быть где угодно, даже на склоне горы. Им пофигу. Пытаюсь осознать, что я за полярным кругом, но пока не получается..

30 июля

Проехал 51 км. Ср. скорость 16 км/ч, мах – 58 км/ч.

Осмотрев свежим взглядом окрестности, заметил неплохо набитую тропинку, которая вела в нужном мне направлении. Ехать по ней, конечно невозможно, т.к. камни вокруг, но тащить груженый велик оказалось вполне реально. И что это я вчера драл ноги?.. Позавтракав, бодренько потолкал велик к трассе.

С погодой повезло – весь день светило солнце. Хотя какое-то оно странное. Едешь – жарко, останавливаешься – зябнешь так нехило. Еще и раздеться на ход нельзя – в горку лезешь – употеешь весь, а с горы шпаришь за 50 км/ч – на ходу замерзаешь. Так и качу: поднимаюсь – потею, спускаюсь – сушусь.

Сегодня очень устал. Хотя на второй день всегда так. Остановился на ночь на реке Западная Лица около порога, обозначенного на карте, как водопад. Места пошли красивые. Много фотографировал.

Вырубился махом, вот что свежий воздух и физические нагрузки с людьми делают. Всю ночевку (ночью этот вечный свет язык не поворачивается назвать) смотрел чудесные сны под грохот воды на пороге.

31 июля

Проехал 60 км. Ср. скорость 11 км/ч, мах – 54 км/ч.

Проснулся в 4:30, хотя заснул вчера около 10. Но выспался. Небо на момент пробуждения было чистое. Пока умылся, приготовил завтрак, все затянулось какой-то серятиной. Позавтракал, собрал свое хозяйство, запряг велик – выглянуло солнце. Обрадовался и пошел смотреть «водопад».

Порог в утреннем солнце оказался прекрасен. Впрочем, как и весь остальной день. Ехал с удовольствием, даже встречный ветер казался всего лишь каким-то недоразумением. Вскоре показалась совсем уже настоящая тундра.

Завороженный окружающими пейзажами, не заметил, как доехал до пограничного пункта на Титовке.

На КПП пограничник проверил документы и, задав пару вопросов, куда, зачем еду, какой маршрут, пропустил беспрепятственно. Предупредил, что в районе Печенги начинается закрытая территория, нахождение в которой разрешено лишь местным жителям и по разрешению погранслужбы. Граждан РФ на КПП Титовка пропускают без проблем, иностранным гражданам необходимо оформлять пропуск в Мурманске. Делается он 2 недели, впрочем, особых хлопот с его оформлением нет. Лично являться необходимо только для того, чтобы забрать готовые документы.

В Титовке заехал в кафе, единственное на дороге Кола – Печенга (кстати, все заправки тоже кончаются недалеко от Мурманска и появляются уже под Печенгой, а магазины вообще штука неизвестная). Выпил бутылку пива, пообщался с местными о дороге. Затем подъехала буханка с велосипедистами из Питера. Они выбрасывались с Рыбачьего довольно уставшие. Узнав о моих планах, как-то уж больно ехидно пожелали удачи.

Выбрасывал питерцев мужичек, представившийся «коренным жителем полуострова Рыбачий». У него недалеко от перешейка небольшая оленеводческая ферма, банька и все такое. Он может забросить и выбросить турье с полуострова, а так же дать возможность у себя отдохнуть. Такой небольшой бизнес. Дядька дал свой телефон, попросив позвонить за день, если соберусь к нему заехать. Предупредил, что хотя связь по острову неплохая, но в районе мыса Немецкого нужно следить за телефоном, т.к. у норвежцев там станция помощнее.

Передохнув и наобщавшись вволю, и свернул с трассы на дорогу в сторону полуострова Среднего. Пошел грейдер. Относительно неплохой. Глядя на фотографии первой половины грейдера, пока он идет по долине реки Титовка, даже не скажешь, что находишься за полярным кругом.

Через несколько километров грейдера на карте обозначен водопад. Оставить его без внимания я никак не мог. По реке Титовке и ее притокам водопадов достаточно много. Тот, к которому пришел я, оказался самым большим из всех увиденных в тех местах. И, наверное, самым красивым. Грохочет он так, что проехать мимо невозможно. Да и находится прямо у дороги.

Налюбовавшись вдоволь, поехал дальше. Распогодилось окончательно. Ехал в шортах и футболке, практически не останавливался до самого подножья хребта Муста-Тунтури. Если честно, горы эти возникли так неожиданно, что я сначала даже не понял, что уже забираюсь на перевал. Правда непонимание прошло очень быстро, т.к. подьем с самого начала очень крутой. Эта крутизна уже не прекращается до вершины.

Осознав свою судьбу на ближайшую половину дня, срочно захотел пообедать, что тут же, найдя подходящий ключ, и реализовал. Заодно и помылся-постирался чуток. Благо, на солнце одежда высохла, даже перекусить не успел.

На груженом велике подьем очень тяжелый. Педалил на самой низкой передаче. В некоторых местах приходилось спешиваться и толкать велосипед. Дорога осложняется еще тем, что во многих местах, как назло самых крутых, отсыпана всякими разными камнями, которые для машины проезжаются нормально, а вот велик ведет себя на них абсолютно неприлично. Толкать по этой сыпучей каменной субстанции велосипед оказалось ничуть не проще, чем на нем ехать. В результате пер я в этот перевал со скоростью черепахи, а то и медленнее и с каждым движением выматывался все сильнее.

Постепенно стало холодать, ветер усиливался (ну конечно же встречный!), деревья куда-то исчезли, уступив место ягелю, шикше и прочей тундряной растительности. Пейзажи стали совершенно неземными. Сочетание невообразимых для меня видов и очень тяжелого подьема сознание с какого-то момента отказалось сращивать и я погрузился в состояние, которое уже никак невозможно описать. Это можно только прочувствовать.

Так, в полном коматозе, пыхтя и щелкая фотоаппаратом, я добрался до верхней точки перевала, где очередной порыв ветра легко и непринужденно сдул с меня очки (запасных не было).

Наверху перевала стоит крест. Там ему действительно самое место. По склонам валяются ржавые остовы машин, под самый верх дорога такая, что как они тут зимой ездят – ума не приложу. Жуткий ветер, сыпуха и очень серьезные уклоны. На одной из передышек подарил перевалу очки…

Спуск – это конечно не подьем, но тоже не подарок. Ведь уклоны и сыпуха остаются те же, а скорость уже не 5 километров, а в 10 раз больше. Конечно же, притормаживаешь, но сильно тормозить тоже не получается – на сыпухе носит нехило. И еще ветер. Но главное, что перелез через эту гору, жив-здоров и слава б-гу.

И вот показалось долгожданное море. Баренцево море!

Совершенно вымотанный перевалом дунул на какой-то безумной скорости искать ночлег. Пролетел перешеек Среднего и остановился лишь на перешейке рыбачьего. На рыбачий, памятуя описания, ехать на ночь глядя не хотелось.

На перешейке Рыбачьего с восточной стороны нормальной воды нет. Да и сил ее искать уже не было. Нашел какие-то кусты с небольшим родничком, раскопал его поглубже, чтобы можно было воды зачерпнуть, и решил ночевать в этом месте. Устал, как собака.

Пока в полукоматозном состоянии ставил лагерь, куда-то потерял ложку. Мало того, что любимую, титановую и все-такое прочее, б-г с тем, что подарил мне ее один из моих любимых учеников, так у меня еще и другой не было. Обыскал все вокруг – как сквозь землю провалилась. Причем вот-вот, только что ее в руках держал. Это событие окончательно выбило меня из колеи. Выпив стакан водки и погоревав еще чуток, вырубился.

Автор IvanS

Продолжение рассказа: здесь



Комментарии:

Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь!

 
  Нашли ошибку или есть вопросы? Пишите info@veloradar.ru