Для того, чтобы быть в курсе текущих обновлний добавьте пользователя veloradar в друзья.

Сайт дорабатывается, поэтому возможна неверная работа чего-то. Если Вы столкнулись с проблемой - напишите info@veloradar.ru. Это поможет максимально оперативно исправить проблему.






 

Отчеты о поездках

Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарь

Муром на рубеже эпох

20 Сентября 2009

Чулково – Фоминки – Борисоглеб – Муром – Поздняково – оз. Святое – Спас-Седчено – Кондраково – Чудь – Монаково – Пертово – Филинское – Павлово

Дистанция: 254 км.

Время: 2 дня

1 октября 2010 г. была открыта стационарная переправа через Оку в районе Мурома – новый вантового мост. Событие это для экономики региона эпохальное, а лично для меня оно означало, что столь любимые и дорогие мне места скоро исчезнут, став такими же невозвратными, как частички детства, счастливо в них проведённого... А потому цель нашего похода была простой и в то же время значительной: съездить в пока ещё "свой" Муром...

Из необыкновенно ранней электрички мы выгрузились в ледяное сентябрьское утро, мгновенно сковывающее холодом любое стоящее без движения существо. Нужно было срочно куда-нибудь ехать! Для разнообразия отправляемся не знакомой мне дорожкой справа от путей, а по левую от них сторону. Километра через полтора мы должны были упереться в трассу. Упёрлись. Я, ничем не моргнув, всех послал налево, сам поехал туда же. Дорога всё больше и больше внушала подозрение: как я ни старался, узнать её не мог. Показавшееся из туманного моря прямо перед нами солнце окончательно убедило: едем мы не туда… Выбора не было – пришлось возвращаться.

Хорошо разогревшись на двадцатикилометровой радиалке (!), на трассу мы выехали уже подготовленными. В лесу за Фоминками, в центре которых стоит живописная пожарная каланча, устраиваем получасовой привал. В следующий раз отдыхать мы будем уже в Борисоглебе, несколько раз незаслуженно проезжаемому мимо. Свернув с асфальта на грунтовку, а потом перебравшись через речку Ушна по пешеходному мосту, оказываемся у восстанавливаемого храма. Внутри ограды перед входом в церковь женщины натирали до блеска и без того искрящиеся на солнце позолотой пять новеньких куполов. Нам не только разрешили пройти внутрь храма, но и провели небольшую экскурсию.

Древнее село Борисоглеб (Борис-Глеб) основано, согласно преданию, изгнанными из языческого Мурома православными князьями Борисом и Глебом. Здесь и был ими построен первый храм, воссозданный в камне в далеком 17 веке и который сейчас стоял перед нами, удивляя своей диковинной архитектурой. Церкви с двухэтажной трапезной и такой же алтарной частью (!), да ещё обнесённой галереей, я нигде не встречал! А её колокольня многим из нас напомнила аналогичную в Григорове, у Аввакума. Как нам сказали, таких храмов на Руси только пять… Здесь, за каменной оградой, одно время был монастырь, в котором находились ещё две церкови, фундаменты и фрагмент стены которых явно угадываются. Были здесь и захоронения, о чём свидетельствуют старинные надгробия на территории удивительного погоста.

Что ж, а нам пора ехать дальше, в Муром! Издалека видны три стройные мачты новенького моста, которого готовили к сдаче. Нам попались приготовленные указатели на него с пока заклеенными бумагой стрелками. Сворачиваем налево и мчимся вниз по пустынной шикарной дороге к реке и мосту через неё. Мост – красавец! Здесь работа кипит во всю – устраняются недоделки, ведётся косметический ремонт. Само же полотно уже сведено и заасфальтировано и, будь мы попроворнее, смогли бы опробовать переправу уже сейчас! Но пока мы спрашивали мужиков-дорожников, можно ли проехать, потом то же по их наводке спрашивали у женщины, их бригадира (которая сказала: «Чай, поезжайте!»), к нам подошёл охранник и велел нам удалится с рабочего объекта…

Мостовой переход в районе Мурома строился, как и метро, с обеих сторон: Нижегородской и Владимирской. Когда был дан старт строительству и заявлялось, что объект будет готов всего через три с половиной года (!), я, честно говоря, как ни хотел поверить, не получалось. Даже львиная доля федерального финансирования не внушала серьёзного доверия. Потом грянул кризис. И что же? Ровно в срок вантовый мост построен и готов к сдаче! Вантовый – потому что дорожное полотно держится на канатах – вантах, которые крепятся к трём опорам: по одной на каждом берегу и одной – на середине реки. Как рассказали по телевизору ;), достаточно раз в 30 лет подтягивать ванты – и всё! Кстати, по длине пролётов между опорами аналогов нашему мосту в России нет!

Возвращаемся на трассу и едем осматривать Муром. Кто-то из нашей команды здесь не был ни разу, а кто-то неплохо ориентируется. Но, так или иначе, известен город каждому прежде всего своими монастырями и тем, что здесь родился былинный герой Илья Муромец. Мне же на предстоящей велопрогулке хотелось показать Муром во всех ракурсах его многогранного исторического облика!

Один из самых ярких некультовых памятников города – бронепоезд «Илья Муромец», прошедший в годы войны героический путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере! Дальше мы проехали на станцию Муром с оригинальным зданием вокзала, выполненным в виде бастиона сто лет назад, когда строилась железнодорожная ветка Москва-Муром-Арзамас-Казань – южный ход транссибирской магистрали. Здесь, разумеется, фотографируем расписание электричек, а ещё недавно установленный паровоз-памятник.

Перейдя пути, отправляемся в южную часть города, бывшее село Карачарово. Минуя ультрапопулярный у туристов родник, едем к «избе Ильи Муромца» - дому Гущиных, на месте которого, по преданию, стоял тот самый дом, в котором была та самая печь, на которой 33 года пролежал тот самый богатырь. По пути я пошутил, что, мол, приедем сейчас, а изба-то вся сайдингом обшита. Приехали, посмотрели. Действительно, в сайдинге! Если бы не сохранённая мемориальная табличка, то уж вовсе – дом как дом(

Возвращаясь в центр города, к понтонному мосту, делаем остановку у Спасского монастыря – древнейшего монастыря Мурома. Миша соглашается остаться с велосипедами у ограды, остальные идут на прогулку внутрь. Всё в монастыре настолько аккуратно и нарядно, что воспринимается он как игрушечный! Закатное солнце подсвечивало стоящие на фоне синего-синего неба белоснежные храмы, за которыми устремлялись вдаль бескрайние заливные луга правобережья. Прямо на территории монастыря есть и зоопарк со всевозможными птицами и семьёй осликов.

А вот и центр города. Справа осталось здание краеведческого музея, который находится в доме Зворыкиных – семье, где родился изобретатель телевидения. Между двумя монастырями – мужским и женским (которые, разумеется, народная молва связывает подземным ходом) – недавно установили «Скамью примирения»: садящиеся на концы вогнутой скамьи парень и девушка под действием силы тяжести ;) должны «скатиться» друг к другу и, конечно же, помириться.

Ближе к закату выходим на смотровую площадку к памятнику Илье Муромцу замечательного скульптора Вячеслава Клыкова. Прямо под нами перекинут через Оку старый понтонный мост, дорабатывающий на муромской переправе последний сезон. А слева на горизонте подобно трёхмачтовому паруснику красуется новый - вантовый. Соблазну посмотреть на Муром сверху, в лучах заходящего солнца, поддались я, Серёга и Вова, прокатившись на колесе обозрения. Другая половина нашей команды, чтобы не терять времени, пошли покупать еду на ужин и завтрак.

Переправившись через Оку по привычному понтонному мосту, въезжаем в Нижегородскую область. Здесь же устраиваем последний перекус, достаём фонари и переодеваемся: наступил осенний вечер. Как и в ПВД на Сундовик, по ночной дороге к месту стоянки на озеро Дедовское заезжаем к последней на сегодня достопримечательности в село Поздняково. Здесь установлен бюст знаменитому земляку – И.М. Губкину, человеку неординарному и очень талантливому: он открыл новые месторождения нефти, Курскую магнитную аномалию, был избран вице-президентов Академии наук СССР!

По грунтовой дороге, ведущей к озеру с юга, от Малышева, выезжаем на знакомый уже берег Святого озера, свободный от многочисленных отдыхающих благодаря поздней осени. На часах, несмотря на утреннюю радиалку и богатую дневную программу, только начало одиннадцатого. Поужинав и расселившись по палаткам, засыпаем…

По словам Ленульки, в этот раз удалось многим выспаться: встали мы в 8:30. Из обсуждения за чашкой каши прошедшей ночи выяснилось, что вопреки вечерним опасениям, когда от холода зуб на зуб не попадал, никто не замёрз. Правда, и купаться сегодня почему-то никто не полез. Утренняя погода обнадёживала – и нашу сегодняшнюю программу решено было откатывать в полном объёме. В 11 снимаемся с места.

В Коробкове делаем остановку у магазина и, переехав трассу, оказываемся в Спас-Седчене, где помимо церкви сохранился регулярный парк. Территория бывшей усадьбы обнесена забором и ворота хозяйства, через которое можно попасть в парк, к нашему сожалению, оказались запертыми. Едем дальше.

Между Спас-Седченом и Монаковом в ближайшем будущем планируется постройка АЭС. До начала строительства очень хотелось здесь побывать и насладиться нетронутой разрушительной техникой природой. От Кондракова, где мы полюбовались отличной панорамой заочья, по грунтовке, которая проходит по зарастающим полям, через перелески с попадающимися охотничьими засидками, добираемся до села с поэтическим названием Чудь. На высоком берегу Оки очень эффектно стоит храм из красного кирпича с большими оконными решётками.

Добраться до Монакова не составило труда. Здесь мы подзаправились колодезной водой и посмотрели на часы. В принципе, время позволяло «срезать» - поискать тропинку, ведущую через лес и луг к переправе через Большую Кутру в Пертово. Во встречном направлении мы успешно проехали здесь два года назад. Со второй попытки углубляемся в лес успешно – дорожка узналась почти сразу! Мостик – поваленное дерево с приколоченными к нему сверху досками и перилами по типу «чтобы были» – оказался в исправности. Штурмовав крутой подъём от речки, по накатанной грунтовке лихо добираемся до карьера. Здесь мы поделились на две группы: пока одна осматривала пещеру, другая перекусывала. Тогда нам повезло: в недрах карстовой полости на потолке, который в этом месте «подпирала» палка, мы обнаружили спящую летучую мышь! Обеим группам удалось рассмотреть вблизи крохотного зверька и сфотографировать. Здесь я был уже в третий раз и вновь с удовольствием! Пещера несложная, однополостная, зато глубокая и наклонная: от входа по насыпавшимся сверху глыбам спускаешься всё дальше и дальше. Наконец, в самом её конце, если выключить фонарики, можно оказаться в абсолютной темноте и тишине. Многие из нас были здесь впервые. Как оказалось впоследствии, повезло нам вдвойне: недавно стало известно, что болотниковская пещера или перестала существовать вообще, или вход в неё капитально засыпан…

Под начинающим моросить дождём выдвигаемся дальше. Задача у нас одна – выехав на трассу в Филинском, успеть на последний «дизель» из Павлова. На оставшиеся 50 км. у нас было 4 часа. Но тот, кто представляет себе эту дорогу, догадывается, какое испытание на выносливость нас, уже уставших и прилично нагруженных, ждало.

Каждый поехал в своём темпе. Для экономии времени и сил даже в магазин в Новосёлках заходили не все, закупая по наказу продукты и на тех, кто проследовал мимо не останавливаясь. Стемнело. До полного набора экстремальных ощущений моросящий дождь иногда усиливался до небольшого ливня. Остатки чая из термоса, заполненного утром на стоянке, мы допивали перед гигантским спуском, на въезде в Павловский район, на котором в это время к Ленульке, мчавшейся «на скорости за 30 км, на мокром асфальте, вдруг бортуется маздочка, опускается окно и водитель живо интересуется откуда мы такие и куда путь держим) - приятно, блин, но тааак вовремя!)))»

Наш авангард прибыл на станцию в половине девятого, а я и *Nat@lek*, выполнявшие функцию замыкающих, прибыли через полчаса. Оказывается, нас здесь встречали, чтобы проводить, форумчане-павловчане Григорий и Юра. Ведь не поленились в темноту, грязь и сырость приехать на вокзал! Нам было очень приятно! Оставшиеся на посадку в поезд и общение 13 минут пролетели мгновенно – и вот мы едем в полупустом вагоне, обсуждая прожитые вместе два удивительных во всех отношениях дня, пьём ряженку и смотрим недавно отснятые фото…

link



Комментарии:

Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь!

 
  Нашли ошибку или есть вопросы? Пишите info@veloradar.ru